Mozart L`opera Rock`s Fan Forum

Объявление



Многие темы не видны пользователям с числом сообщений менее 10

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Mozart L`opera Rock`s Fan Forum » Историческая справка » Друзья, коллеги, наставники, почитатели...


Друзья, коллеги, наставники, почитатели...

Сообщений 1 страница 5 из 5

1

Среди них много очень интересных людей. Поговорим о них.

0

2

Жизнь Моцарта была связана с двумя братьями Гайдн.

Йозеф ( родился в 1732 г.) и Иоганн (1737) родились в нижнеавстрийском селе Рорау, недалеко от границы с Венгрией. Родители, серьёзно увлекавшиеся вокалом и любительским музицированием, поощряли в мальчиках музыкальные способности и  отправили их одного за другим учиться хоровому пению и музыке. Оба они пели в капелле венского собора св. Стефана. Когда мальчики выросли, и их голоса стали ломаться, из хора пришлось уйти.
Старший Йозеф более 30 лет служил капельмейстером при дворе князей Эстерхази, одной из самых влиятельных и могущественных аристократических семей Австро-Венгрии. В обязанности капельмейстера входило сочинение музыки, руководство оркестром, камерное музицирование перед патроном и постановка опер. Зимние месяцы Гайдн проводил в Вене, где в 1781 году познакомился и подружился с Моцартом несмотря на разницу в 24 года. Моцарт называл Они восхищались друг другом, и ни один из них не позволял никому дурно отзываться о своем друге. В 1785 Моцарт посвятил Гайдну шесть великолепных струнных квартетов, и как-то на квартетном собрании, устроенном в квартире Моцарта, Гайдн сказал отцу Вольфганга, Леопольду Моцарту, что его сын – «величайший из композиторов», которых он, Гайдн, знает по отзывам или лично. Моцарт и Гайдн во многом обогащали друг друга творчески, и их дружба – один из самых плодотворных союзов в истории музыки. Моцарт ласково называл Гайдна «папа Йосиф». 11 февраля 1785 года Гайдн был посвящён в масонскую ложу «К Истинной Гармонии» («Zur wahren Eintracht») в которой состоял и Вольфганг ( а потом и его отец). Незадолго до смерти Моцарта в 1791 году Йозеф получил контракт на работу в Англии. Последний они виделись в 1790 году.Последние годы жизни Гайдн прожил в Вене, где и написал свои две знаменитые оратории: «Сотворение мира» и «Времена года». Одним из его учеников был Бетховен. Скончался композитор в Вене 31 мая 1809 года. Творческое наследие композитора включает 104 симфонии, 83 квартета, 52 фортепианные сонаты, оратории («Сотворение мира» и «Времена года»), 14 месс, 24 оперы.
[реклама вместо картинки]

Свернутый текст

Глава из книги Нейл Баттерворт"Гайдн"
Гайдн и Моцарт, скорее всего, впервые встретились в Вене в 1781 году; однако ни дата, ни обстоятельства встречи точно не известны. Между двумя композиторами возникла очень близкая дружба, без тени зависти или намека на соперничество. Огромное уважение, с которым каждый из них относился к работе другого, способствовало взаимопониманию. Моцарт показывал старшему другу свои новые произведения и безоговорочно принимал любую критику Он не был учеником Гайдна, но ценил его мнение выше мнения любого другого музыканта, даже своего отца.
        Они очень различались по возрасту и темпераменту. Моцарт - пианист-виртуоз и выдающийся композитор, писавший с поразительной легкостью и быстротой. Он не умел вести свои денежные дела и с легкомыслием относился ко всему кроме музыки. Гайдн же, напротив, работал сравнительно медленно и, по его собственному признанию, не был исполнителем-солистом, зато умело вел хозяйство, вникая во все мелочи. Несмотря на такое различие характеров, друзья никогда не ссорились.
        В 1785 году на камерном концерте в Вене Моцарт, его отец Леопольд и двое дворян из Австрии исполнили три из шести новых квартетов, которые Моцарт собирался посвятить Гайдну, специально пришедшему послушать их. После этого Гайдн в разговоре с Леопольдом Моцартом сказал: "Даже и перед Богом я Вам скажу как на духу: Ваш сын - величайший композитор из тех, кого я знаю лично или по отзывам. У него есть вкус и, что еще более важно, глубочайшие познания в теории композиции". (Цит. по письму Леопольда Моцарта от 1б февраля 1785 г.)
        Моцарт работал над этими квартетами против обыкновения очень долго, почти два года. Он настолько уважал Гайдна, что считал достойным посвятить ему лишь самое лучшее из написанного. Кажется, ни над какими другими своими произведениями он не трудился так кропотливо. По его собственным словам, это был "плод долгого и напряженного труда". "У Гайдна я научился писать квартеты", - говорил он в предисловии к их первому изданию.
        Моцарт часто положительно отзывался о Гайдне. Так, он сказал Леопольду Коцелуху, чешскому композитору: "Даже сплавив нас с Вами в одно, нельзя было бы сделать Гайдна". В свою очередь, Гайдн часто говорил о непризнанном гении Моцарта. После венской премьеры "Дон Жуана" (7 мая 1788 года) Гайдн заявил: "Моцарт - величайший композитор из ныне живущих".
        До знакомства с операми Моцарта Гайдн более или менее регулярно писал для сцены. Он гордился своими операми, в особенности "Армидой" - последней из написанных для Эстерхазы; но, почувствовав превосходство Моцарта в этом музыкальном жанре и при этом нисколько не ревнуя к другу, он потерял к ним интерес.
        Осенью 1787 года Гайдн получил из Праги заказ на новую оперу. Ответом было следующее письмо (от 1 декабря), из которого видна сила привязанности композитора к Моцарту и то, насколько Гайдн был чужд стремления к личной выгоде:
        "Вы просите меня написать для Вас opera buffa. Если Вы собираетесь поставить ее в Праге, я вынужден отклонить Ваше предложение, так как все мои оперы настолько тесно привязаны к Эстерхазе, что вне ее должным образом исполнить их нельзя.
        Все было бы по-другому, если бы я мог написать специально для Пражского театра совершенно новое произведение. Но даже и в этом случае мне трудно было бы тягаться с таким человеком, как Моцарт.
        Если бы я только мог донести до всех, кто любит музыку и особенно до ведущих музыкантов современности то, что я думаю о неподражаемых операх Моцарта, о глубине чувства в них и об их уникальной музыке, то между разными странами разгорелась бы борьба за право обладать таким великим человеком.
        Прага должна дать работу этому достойнейшему из людей и хорошо ему заплатить, ведь без денег любой гений представляет собой печальное зрелище и не может вдохновить остальных последовать своему примеру Вот так великие таланты оказываются потерянными для мира. Мне горестно думать, что человек такого редкостного дара, как Моцарт, не состоит при королевском или императорском дворе. Пожалуйста, простите меня за то, что я забыл о цели своего письма, но я так люблю этого юношу".
        Позже Моцарт пригласил Гайдна на заключительные репетиции перед премьерой "Волшебной флейты" в Вене (26 января 1790 года). Каждое утро два композитора рука об руку шли к театру, где ее должны были ставить.
        Вскоре после этого, узнав, что Гайдн намеревается посетить Лондон, Моцарт воскликнул: "Но Папа, Вы не получили достаточного образования, чтобы путешествовать по миру и Вы знаете так мало языков". На это Гайдн ответил: "Мой язык понимают по всему миру".
        Примерно в это время Лоренцо да Понте, либреттист опер Моцарта "Женитьба Фигаро", "Дон Жуан" и "Волшебная флейта", собирался поехать в Англию. В 1790 году он женился на англичанке и по финансовым обстоятельствам - главным образом из-за накопившихся долгов - срочно уехал из Вены. Да Понте предложил Моцарту ехать в Лондон вместе и попытать там счастья. Композитор ответил немного загадочно, сказав, что ему уже слишком поздно браться за такое рискованное предприятие, особенно тогда, когда его жена Констанца больна. Можно только предполагать, как сложилась бы судьба Моцарта, если бы он тогда поехал в Лондон.
        Незадолго до того как Гайдн отправился в Англию (в конце 1790 года), он в последний раз виделся с Моцартом. Возможно (если учесть слова, сказанные молодым композитором да Понте), Моцарт уже предчувствовал свою смерть. Это видно также и из его отчаянного послания Гайдну: "Боюсь, Папа, что прощаемся мы в последний раз". Год спустя, 5 декабря 1791 года, Моцарт умер. Весть о его смерти застала Гайдна в Лондоне, но сначала композитор отказывался поверить, что несчастье действительно произошло. Ведь и о его собственной смерти раньше сообщалось несколько раз. Но к январю Гайдн уже точно знал, что его дорогого друга больше нет в живых. Трагедия так глубоко потрясла его, что и спустя годы слезы наворачивались у него на глаза при одном только упоминании имени Моцарта. О своем потрясении Гайдн говорит в письме из Лондона к одному венскому другу-музыканту и некогда собрату по масонской ложе* (* В феврале 1785 года по совету Моцарта Гайдн стал франкмасоном. Его интерес к масонству был, по всей видимости, чисто светским. Будучи убежденным католиком - а некоторые масонские обычаи противоречили католицизму,- он редко принимал участие в собраниях и церемониях и в 1787 году оставил масонство. Увлечение масонством в Австрии продлилось немногим более пятидесяти лет: первая Венская ложа была основана в 1742 году а Национальная большая ложа Австрийских государств была сформирована в 1789 году С вступлением на престол Франца II (1792) масонское движение впало в немилость, а когда в 1795 году вышел императорский указ, запрещающий Братство и объявляющий членство в Ложе незаконным, почти угасло):
        "Узнав о его смерти, я некоторое время был сам не свой от горя. Я не в силах был поверить, что Провидение могло так неожиданно призвать в мир иной человека, которого нам никто не сможет заменить. Не будешь ли ты так добр, милый друг, прислать мне список еще не известных здесь произведений Моцарта, и я сделаю все, что в моих силах, чтобы в интересах его вдовы издать их. Три недели назад я написал бедной женщине, что, когда ее сын подрастет, я бесплатно буду обучать его искусству сочинения музыки, чтобы хоть как-то заменить ему отца".
        Гайдн отдал дань Моцарту уже хотя бы тем, что сказал д-ру Чарльзу Бёрни в лондонском музыкальном магазине "Бродерип": "Друзья часто льстят мне, говоря, что у меня есть некоторый талант; но его гений был намного выше моего".

Младший Иоганн с 1763 года замещал Леопольда Моцарта на должности концертмейстера и придворного органиста (в 1781 году, после переезда Вольфганга  в Вену) в капелле архиепископа Зальцбургского. Считается, что Леопольд относился к Гайдну неприязненно. Впоследствии сослуживцем Гайдна был и Моцарт-младший, но их отношения были дружескими. С 1777 году Иоганн занял место органиста церкви св. Троицы. С 1804 года — член Шведской музыкальной академии. Позже занимался преподаванием, среди его учеников числятся Карл Мария фон Вебер (родственник Констанции Моцарт). Скончался 10 августа 1806 года в Зальцбурге, там и похоронен. Его наследие это 46 симфоний, 12 концертов, 5 кантат, 16 гимнов и 40 месс.
[реклама вместо картинки]

+1

3

KLER
Очень интересно. Я вот и не знала об их дружбе (хотя, это не показатель - я так много не знаю :dontknow: ). Спасибо :cool:

0

4

KLER
И я не знала  :unsure:
Клер, спасибо! :yep: Благодаря тебе просто умнею на глазах  :D

0

5

Foxxy
Konny
Спасибо, девочки  :love:

0


Вы здесь » Mozart L`opera Rock`s Fan Forum » Историческая справка » Друзья, коллеги, наставники, почитатели...