KLER
здорово, буду внимательнее в следующий раз смотреть
Есть желание послушать Сальери?
у нас Пушкин главный авторитет "Кто сказал, кто сказал... Пушкин!"
и не говори
Mozart L`opera Rock`s Fan Forum |
Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.
Вы здесь » Mozart L`opera Rock`s Fan Forum » Историческая справка » Антонио Сальери
KLER
здорово, буду внимательнее в следующий раз смотреть
Есть желание послушать Сальери?
у нас Пушкин главный авторитет "Кто сказал, кто сказал... Пушкин!"
и не говори
Foxxy
Есть желание послушать Сальери?
почему бы нет
Недавно смотрела программу Сати Спиваковой. У нее в гостях был какой-то известный музыкант ( я поздно включила поэтому не знаю имени и в лицо не признала ). Они обсуждали и слушали известные произведения разных композиторов и гость признался, что не любит и никогда не исполняет произведений Вагнера. Это я к тому, что надо сначала послушать произведения композитора, почитать о нем самом, а потом уже или решительно его не любить или наоборот
KLER
почему бы нет
Могу поспособствовать
Это я к тому, что надо сначала послушать произведения композитора, почитать о нем самом, а потом уже или решительно его не любить или наоборот
Это правильно Тем более, что характер у композитора может быть далеко не "сахарным", но музыка может быть прекрасной (ну это я не к Сальери, а так...)
характер у композитора может быть далеко не "сахарным", но музыка может быть прекрасной
Да и храрактер Моцарта сложно назвать "сахарным" зато его музыка просто божественна... даже для такого неслушателя классики, как я
у нас Пушкин главный авторитет "Кто сказал, кто сказал... Пушкин!"
бред какой-то придумали... даже не вспомнив, что некоторые произведение Моцарт и Сольери вместе сочинили.
и никто же не сделал Дантеса персоной нон грата, после дуэли с Пушкиным. Вообще где-то слышала, что Натали была любовницей императора... и именно по этой причине была дуэль.
Значит, возвращаясь к женитьбе Сальери. Текст был взят с англоязычного сайта с биографией композитора. В общем относительно точных дат и личности графини, упоминаемой в тексте, различные источники расходятся во мнении, но общие факты одинаковы
1774 был годом, когда двадцатичетырехлетний Сальери женился на любви всей его жизни. Эта информация взята из воспоминаний, найденных в бумагах композитора.
В феврале того года Сальери попросили давать уроки музыки одной юной графине в женском монастыре Св. Лоренца. Урок должен был проходить с 11:00 до 12:00, и в первый же день он увидел свою будущую жену, когда в обед девушки, воспитанницы монастыря, среди которых была и Терезия, прошли через музыкальную комнату в столовую. Сальери писал, что она была "... стройна, несколько выше остальных девушек, приблизительно восемнадцати лет, и была одета в нежно-розовое платье из тафты...". (*вот, блин, 18 век… никаких данных о внешности, зато платье из тафты было розовым! )
Она произвела сильное впечатление на Сальери, который наблюдал за ней и в следующие два дня, но на третий день она не появилась. На следующий день ее снова не было. Наконец, спустя три дня, он снова ее увидел в одной из комнат, когда остальные девушки уже ушли. Она замедлила шаг, и Сальери поклонился ей с уважением, как будто хотел показать, как он скучал по ней. Ему показалось, что он увидел в ее взгляде такое же чувство. Он продолжал наблюдать за ней, и все время задавался вопросом были ли его чувства взаимны или он обманывает сам себя. (*это слова Сальери, а не мои, потому такие «душещипательные» подробности! Я так в жизни не напишу… )
По прошествии двух недель Сальери представился случай поговорить с нею. В воскресенье он опоздал к началу службы в соборе Св. Штефана, часовня была уже заполнена прихожанами. После некоторых поисков, он нашел место в конце церковной скамьи рядом с пожилой дамой. Вскоре дама собралась уходить, и за нею следовала та самая девушка из монастыря. Он вежливо поклонился ей, и она изящно ответила на его поклон. Сальери последовал за нею из церкви, и видя, что она направляется к монастырю, срезал путь так, чтобы встретить девушку и ее компаньонку у дверей. Он приветствовал ее на французском языке, она ответила по-французски. После нескольких минут праздной беседы он узнал, что ее звали Терезия фон Хелферсдорфер. Когда Сальери представился, она сказала, что знает кто он, так как графиня чрезвычайно лестно о нем отзывалась. Она рассказала ему, что ее мать скончалась, и она навещает отца и двух братьев каждое воскресенье. После этого она идет в церковь и возвращается в монастырь в сопровождении компаньонки. Сальери предложил сопровождать ее в монастырь по воскресеньям, так как он посещал службу в то же самое время. Она улыбнулась и согласилась. (*ну и всё. Пару дней понаблюдал, пару минут поговорил, готов жениться… маньяк какой-то получается из воспоминаний )
На следующий день Сальери собирался на урок, когда прибыл посыльный с известием, что его ученица больна, и в его услугах пока нет необходимости. Он был в отчаянии, что не увидит свою Терезу. Всю неделю не было никаких известий о самочувствии графини, и для Сальери, выражаясь его словами, это было равносильно пребыванию в Чистилище. В воскресенье Тереза была на службе в церкви, и Сальери узнал, что графиня выздоровела, и уроки музыки возобновятся в понедельник.
В тот день он собрался с духом и признался Терезе в любви, а также спросил, может ли он хотя бы "... надеяться на некоторую привязанность взамен". К удивлению и облегчению Сальери, она ответила, что тоже влюблена в него. Он схватил ее руки и осыпал их поцелуями. Он спросил, когда можно увидеть ее отца и попросить руки Терезы. Она попросила одну неделю, чтобы подготовить отца к встрече, но добавила, что он уже знает о Сальери, как о композиторе, и является его поклонником. (*ну вот зачем надо было «готовить» папу? Сальери был так страшен? Вроде нет… тем более папа был его поклонником… или такая подготовка была, что папаня не выдержал? )
Внезапно произошло несчастье - в течение этой недели отец Терезы умер. Герр фон Хелферсдорфер перед кончиной назначил дочери опекуна, и довольно скоро стало понятно, что опекун, Леопольд Хофман, сам планировал жениться на Терезе. Молодые люди были в шоке, и Тереза объявила, что Сальери – тот самый человек, за которого она хотела бы выйти замуж. Сальери заручился рекомендацией какой-то весьма высокопоставленной персоны, чтобы официально попросить руки Терезы. Хофман ответил, что даст разрешение на брак, если Сальери предоставит подтверждение своего благосостояния и докажет, что сможет содержать жену из столь обеспеченной семьи. Сальери сообщил, что зарабатывает 700 дукатов ежегодно, они состояли из его жалования, платы за уроки музыки и гонораров за сочинения. Хофман, который как оказалось, был капельмейстером в том самом соборе, где пара впервые говорила, знал, как «работает» закон. Он быстро ответил, что из всей суммы только 100 дукатов являются гарантированным жалованием, а значит, он не может дать согласия на брак и отказывает Сальери. (*на самом деле тут какие-то «заморочки» того века относительно официального разрешения и прочее, для чего и понадобилась высокопоставленная персона, рекомендации и бла-бла-бла, я даже вникать в эти законы не стала… )
Два дня спустя раздавленный Сальери прибыл в императорский дворец на концерт камерной музыки. Там присутствовал Император и три других композитора. Вдруг один из мужчин сообщил, что Сальери пытался просить руки красивой сироты, но ее опекун сам захотел жениться на ней и отказал Сальери. Император повернулся к Сальери и с улыбкой спросил "Верно ли это?". Сальери рассказал историю своей любви, которую Иосиф счел весьма забавной. (*ну просто ухохотаться… ) Когда выяснилась истинная причина отказа, Император стал серьезным и сказал, "Что ж, Вы должны быть терпеливы".
На следующее утро Сальери был вызван к Директору Музыки (*что еще за должность такая… ), который быстро объявил "Мои поздравления капельмейстер, Император поднял Ваше жалованье!". Сальери был потрясен и счастлив. Увеличение жалования было вызвано новым назначением на должность придворного капельмейстера. Сальери помчался к императорскому дворцу, чтобы поблагодарить Императора, который просто сказал, "Идите к опекуну и дайте знать, что он ответит". Хофман, разумеется, больше не мог ничего возразить. 10 октября 1774 Антонио и Тереза Сальери обвенчались.
Назначение Сальери на новую должность давало некоторую безопасность и устойчивый доход, но у него была и обратная сторона. Хотя у Сальери были репутация и влияние в артистических кругах, когда поднимался вопрос выбора либретто, он просто брал то, что ему давали. Другие в его положении, возможно, возразили даже против начала проекта La finta scema (его следующая опера), но покладистый характер Сальери, и чувство безмерной благодарности Императору, не позволит ему делать ничего, кроме того, что от него ожидалось.
*Больше в жизни не буду ничего переводить! Мой английский не дружит с моим русским!
Foxxy
Спасибо, что выложила! Очень интересная история (особенно с комментариями переводчика ).
за перевод не переживай, очень даже неплохо получилось
Konny
Да всегда пожалуйста Мне для Сальери ничего не жалко, даже моего английского
Foxxy
спасибо за перевод)
комментарии как всегда незабываемы
какой однако Сальери оказывается был романтик... любовь с первого взгляда...
Начинаю выкладывать выдержки их книги С.Нечаева «Вена. История.Легенды. Предания.»
Так как привести весь текст возможности нет. Останавливаюсь только на взаимоотношениях Моцарта и Сальери.
Глава седьмая. Великий Антонио Сальери и правда о смерти господина Моцарта.
…летом 1773 года придворный композитор и первый капельмейстер императорской капеллы Флориан-Леопольд Гассман очень сильно заболел и оказался при смерти. Возник вопрос о преемственности. Тут же в Вену примчался из Зальцбурга молодой Моцарт. Его отец надеялся, что он получить хотя бы одну из должностей Гассмана, когда она окажется вакантной. Отец и сын получили аудиенцию у императрицы Марии-Терезии. Об этой встрече Моцарт-отец потом написал:»Императрица вела себя очень мило, но не более того».
Осознав, что шансов на получение какого-либо места нет, в октябре того же года Моцарты вернулись в Зальцбург.
А 22 января 1774 года в Вене в возрасте всего 45 лет скончался Флориан-Леопольд Гассман.
После этого основное его место первого капельмейстера императорской капеллы получил шестидесятитрехлетний композитор итальянского происхождения Джузеппе Бонно (1711-1788), а 24-летнему Антонио Сальери досталась должность придворного композитора камерной музыки. Кроме того, император Иосиф II назначил Сальери заместителем капельмейстера итальянской оперы в Вене.
Неизвестно, встретился ли тогда Сальери с 17-летним Моцартом. Мы знаем только. Что Моцарт присутствовал на представлениях опер Сальери «Венецианская ярмарка» и «Трактирщица».
Австрийский музыковед Леопольд Кантнер в своей статье «Сальери: соперник Моцарта или образец для подражания?» пишет об отношениях Моцарта и Сальери следующее:
«В чем состояли претензии Моцарта к Сальери? К примеру, он пишет, что в глазах императора Сальери имел большой вес, а сам он, Моцарт, никакого. Не надо, однако, думать при этом, будто дело обстояло так, что Сальери втерся в доверие к императору, оттеснив Моцарта. Было как раз наоборот. Это Моцарт пытался оттеснить Сальери, чего ему не удалось. От своего отца унаследовал Моцарт вот эту фобию –«итальяшки» - и все валил на «итальяшек». Действительно, итальянцы были очень влиятельны в Вене, и это ему представлялось препятствием для собственного успеха. Обстоятельство, не имеющее никакого отношения к качеству произведений Моцарта. Конечно, они заслуживают самой высокой оценки. И все же именно Моцарт пытался оттеснить от императора итальянцев, ради собственного преуспевания.
За свою игру на фортепиано Моцарт удостоился нескольких комплиментов от императора, которые он переоценил, однако в опере он еще не мог преуспеть. Ему было нечего показывать, кроме оперы «Иодоменио». А «Иодоменио» в Вене никто не знал. Поэтому дело обстояло совсем не так, как это представляем Моцарт: что итальянцы строили против него козни. Скорее, это он пытался делать карьеру за счет итальянцев. И это ему не удалось. Затем он переворачивает всю картину и представляет себя жертвой…»
В 1783 году успех Сальери буквально затмил тогда только встававшего на ноги Моцарта, у которого не было еще сделавших его знаменитым «Женитьбы Фигаро», «Дона Жуана» и «Волшебной флейты». Заметим, что материальное положение Моцарта было тогда не блестящим. Как отмечает в своей книге «Вена» Е.Н.Грицак, «родившийся в Зальцбурге Моцарт считался провинциалом, которому в старой Австрии трудно было рассчитывать на большее».Именно поэтому он, оставив место органиста в Зальцбурге, для обеспечения своей семьи вынужден был давать уроки, сочинять контрдансы, вальсы и даже пьесы для стенных часов с музыкой, а также чуть ли не ежедневно играть на вечерах венской аристократии.
Все это дает Леопольду Кантнеру полное право заявить:»Для зависти к Моцарту у Сальери не было причин, у Сальери было вполне прочное положение».
Сказать то же самое о Моцарте невозможно. Причин для зависти у него тогда было предостаточно. Чего стоит, скажем, такой пример. В марте 1781 года, когда Моцарт окончательно поселился в Вене, у него произошло первое серьезное столкновение с Сальери, завершившееся для юного зальбуржца полным поражением. В том году при дворе решался вопрос о музыкальном образовании молодой княгини Елизаветы Вюртембергской, младшей сестры будущей российской императрицы Марии Федоровны. Ей было тогда 15 лет. На пост преподавателя было два кандидата – Моцарт и Сальери. Выбор, естественно, пал на Сальери. И произошло это не только потому, что Сальери считался тогда лучшим музыкантом и лучшим преподавателем. По словам Марио Корти, дело состояло еще и в том, «что у Моцарта была репутация легкомысленного и даже разнузданного молодого человека. Было опасение за честь и достоинство молодой княгини».
Разочарованный Моцарт написал тогда своему отцу: «Я потерял все доброе расположение императора ко мне…Для него существует только Сальери.»
А вот еще несколько высказываний Моцарта о Сальери из его корреспонденции.
Из письма от 31 августа 1782 года:
«Сальери не в состоянии преподавать фортепиано».
Из письма от 7 мая 1783 года:
«Да Понте обещал написать новый либретто для меня. Но выдержит ли он слово. Господа итальянцы ведь очень милы лицом к лицу, а за спиной!.. Мы-то их хорошо знаем. Если Да Понте сговорился с Сальери, либретто я никогда в жизни не получу, а я так хотел бы показать свое умение в области итальянской оперы».
По этому поводу Марио Корти не может удержаться от едкой ремарки:
«Замечу, что после этого Да Понте написал для Моцарта несколько либретто. Вся итальянская трилогия Моцарта написана Да Понте».
В мае 1790 года Моцарт написал такое письмо эрцгерцогу Францу:
«Моя любовь к труду и сознание своего умения позволяют мне обратиться к Вам с просьбой о предоставлении мне положения капельмейстера, тем более, что Сальери, хотя и опытнейший капельмейстер, никогда не занимался церковной музыкой»
Из письма от 18 апреля 1786 года:
«Кто знает, как выйдет с постановкой Свадьбы Фигаро – у меня есть сведения, что готовится большая интрига. Сальери и его сообщники из кожи вон лезут».
Foxxy , очень романтичная и до слёз трогательная история любви.... ...мда....сколько раз можно убеждаться, что лучшее время для настоящих чувств - это 18 век...?
Joslin
лучшее время для настоящих чувств - это 18 век...?
да ну? а до 18 века и после было неудачное время для "настоящих"чувств? почему, интересно?
KLER
Кстати, у меня по Сальери лежит его биография на английском где-то... Откуда я вот этот кусок про "женитьбу" брала. Но у меня нет времени и сил это переводить. Нет желания заняться? Или знакомых... желающих? А может здесь кто захочет внести свою лепту?
Если я, конечно, не потеряла всю эту биографию в дебрях моего компа
KLER
а до 18 века и после было неудачное время для "настоящих"чувств?
Там "романтизма" было больше Вот Сальери, понимаешь, в письме описания жены никакого, а вот ее платья - пожалуйста
С.Нечаева «Вена. История.Легенды. Предания.»
Продолжение.
Искушенный в сочинении опер Сальери впервые столнулся с ним (Моцартом) в середине 80-х годов XVIII века, когда имела место одна весьма курьезная премьера в Придворном венсом театре.
В то время популярны были поединки между композиторами, и вот 6 февраля 1786 года в Шёнбруннском дворце ыбл проведен поединок между Моцартом и Сальери. Выглядело это так: в один вечер в одно и то же время шли два одноактных комических представления с музыкой. Для чистоты эксперимента оба они имели практически одинаковый сюжет. Действие происходило за кулисами театра, где две оперные примадонныотчаянно ссорились из-за распределения ролейв новой постановке. В обоих случаях их пытался примирить ловкий импрессарио. Разница была только в том, что зингшпиль (комическая опера с разговорными диалогами между музыкальными номерами) "Директор театра" был сочинен Моцартом, а маленькая итальянская опера под названием "Сначала музыка, а потом слова!" - Сальери.
Заметим, что оба произведения были сочинены по заказу императора Иосифа II для представления по случаю приема генерал-губернатора австрийских Нидерландов Альберта, герцога Саксен-Тешен и его супруги, сестры императора, Великой герцогини Марии-Кристины.
Итог специально организованного поединка оказался печальным для Моцарта. Опера Сальери была встречена аплодисментами восторженной публики, а зингшпиль Моцарта провалился.
Специально занимавшийся этим вопросом Марио Корти констатирует:"Говорят, что причина успеха Сальери и провала Моцарта состояла в том, что у Сальери автором либретто был знаменитый поэт Джованни-Батиста Касти, а у Моцарта - немец И.Г.Штефани. Это было не просто состязание между двумя композиторами, это было состязание между двумя жанрами - итальянской оперой и немецким зингшпилем... Проиграл зингшпиль, и проиграл Моцарт".
Другие специалисты отмечали, что в произведении Сальери музыкальная часть была слабее, но зато вокальная часть - более качественна. Нашлись и такие, кто заявил, что причина провала Моцарта заключалась лишь в том, что "его соперник Сальери гораздо лучше умеет угождать вкусам публики".Как бы то ни было, успех Сальери был огромен, и Моцарт в очном поединке с ним потерпел сокрушительное поражение. За свою работу Сальери получил 100 дукатов, Моцарт - только 50.
Foxxy
у меня по Сальери лежит его биография на английском где-то... Откуда я вот этот кусок про "женитьбу" брала. Но у меня нет времени и сил это переводить. Нет желания заняться?
даж не знаю, там в начале темы достаточно подробная биограифия, если только выискивать какие-то упущенные подробности, но все равно кидай если найдешь
Foxxy
Там "романтизма" было больше
ну да... как же...
KLER
даж не знаю, там в начале темы достаточно подробная биограифия, если только выискивать какие-то упущенные подробности, но все равно кидай если найдешь
Она просто была оооочень подробная Найду, брошу
Итог специально организованного поединка оказался печальным для Моцарта. Опера Сальери была встречена аплодисментами восторженной публики, а зингшпиль Моцарта провалился.
Их рассудила История...Это из серии - Лицом к лицу - лица не увидать. Большое видится на расстояньи..(c) Вольфганг, конечно, вряд ли может этим утешиться. Но он, я думаю, и при жизни прекрасно знал кто он есть на самом деле.
larika
я думаю, и при жизни прекрасно знал кто он есть на самом деле
безусловно
Сальери женился не с "кандачка". Он хотел обосновать твёрдую семью, стать уважаемым человеком, а выходит всё напрасно? Ведь сердцу не прикажешь.... По моему он был взбешен Моцартом не только как невоспитанным вечным ребенком, а ещё и тем, что Моцарт лишь на крыльях романтики и наивной любви вступил в брак. Он завидовал, что этот маленький человек сделал свой рискованный выбор без оглядки. Вот это действительно было Сальери не по силам.... Уж слишком человек хотел простого комфорта. И знал, как любит его император, которому он точно бы перечить не стал. Итог: Моцарт это то, что "лучше десять лет, но так как выбрал я". Сальери - "не создавай проблем другим - будешь спокойней спать". У кого есть идеи развить эту тему пишите на marina558955@mail.ru.
спасибо за информацию) приятно знать, что хоть кому-то не лень было все это искать, переводить и выставлять.
Много интересных фактов. Особенно мне понравились приметки переводчика Улыбнул коментарий про платье и вот эта часть био:
Два дня спустя раздавленный Сальери прибыл в императорский дворец на концерт камерной музыки. Там присутствовал Император и три других композитора. Вдруг один из мужчин сообщил, что Сальери пытался просить руки красивой сироты, но ее опекун сам захотел жениться на ней и отказал Сальери.
Как-то у меня в голове сразу возникла забавная картинка: середина концерта и кто-то из толпы во весь голос "А вы знаете, что Сальери..."
Отредактировано Eleonora Ellington (28-06-2012 00:56:51)
Скажите, пожалуйста, где находился этот женский монастырь Св. Лоренца? И хотя бы как звали графиню, которую обучал Сальери?
Вы здесь » Mozart L`opera Rock`s Fan Forum » Историческая справка » Антонио Сальери