Mozart L`opera Rock`s Fan Forum

Объявление



Многие темы не видны пользователям с числом сообщений менее 10

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Mozart L`opera Rock`s Fan Forum » Историческая справка » Вольфганг Амадей Моцарт (биография, музыка, интересныефакты из жизни)


Вольфганг Амадей Моцарт (биография, музыка, интересныефакты из жизни)

Сообщений 31 страница 60 из 127

31

KLER написал(а):

"камермузикуса"

я сначала прочитала "камермурзика" :D

KLER написал(а):

Так или иначе, известно, что Пухберг скончался в 1822 году в Зальцбурге в полной нищете...

так написано будто это Моцарт его разорил...

KLER написал(а):

Любопытно, что, познакомившись с Ниссеном в 1795 году и живя с ним с 1797-го, Констанца лишь 17 лет спустя после смерти Моцарта официально вышла за датчанина замуж. Ведь имя Моцарта к тому времени стало столь славным и доходным, что отказаться от него ей очень не хотелось. После смерти Вольфганга она наконец сделалась очень практичной...

как же историки любят делать из неё расчётливую стерву

0

32

milashka-assya написал(а):

как же историки любят делать из неё расчётливую стерву

Ну,кто знает,возможно она и была такой

0

33

milashka-assya

я сначала прочитала "камермурзика"

:D

так написано будто это Моцарт его разорил...

так ведь все ему отлдал, бедняга  :D

как же историки любят делать из неё расчётливую стерву

ну как не сказать о ней пару ласковых особенно после истории с захоронением в склеп Моцартов ее второго мужа, сестер и уничтожения памятника не любившему ее свекру? Даже Наннерль не захотела делить вечность в компании Констанс и ее родственников  :dontknow: (см. биографию Наннерль https://mozartloperarock.mybb.ru/viewtopic.php?id=79).

0

34

Mariya написал(а):

Ну,кто знает,возможно она и была такой

по моему историки как и журналисты должны быть беспристрастными и излагать факты
а уж если им неймётся выразить своё мнение пусть пишут отдельные статьи в заголовках которых будет чётко сформулировано о чём стать!)))

KLER написал(а):

ну как не сказать о ней пару ласковых особенно после истории с захоронением в склеп Моцартов ее второго мужа, сестер и уничтожения памятника не любившему ее свекру? Даже Наннерль не захотела делить вечность в компании Констанс и ее родственников  :dontknow:

ну насчёт захоронения, это да... странно она поступила. не понимаю я этого

0

35

milashka-assya

странно она поступила. не понимаю я этого

вот и я ее не осуждаю, но многие ее поступки считаю более чем странными...

0

36

Денег было мало,семью надо было куда то девать(в смысле хоронить),в принципе,я ее понимаю

0

37

Mariya

Денег было мало

на тот момент уже не так уж мало  :whistle:

0

38

Согласна,но не знаю,как бы я сама поступила на ее месте.иногда быть расчётливой стервой не так уж и плохо

0

39

Mariya

иногда быть расчётливой стервой не так уж и плохо

браво! это в подпись  :confused:

0

40

KLER написал(а):

Mariya

    иногда быть расчётливой стервой не так уж и плохо

браво! это в подпись  :confused:

:D

0

41

Портрет Вольфганга и Наннерль, худ. Eusebius Johann Alphen, приблизительно 1760-1762.

0

42

Не знаю в каком разделе разместить эту информацию. Пусть будет здесь.
Вот, что Вольфганг писал отцу о слухах, которые ходили относительно его отношений с Констанс Вебер:"Если я за всю жизнь ни разу не подумал о женитьбе, то сейчас тем более. Правду сказать, мне нужна только богатая жена, но если бы я теперь в самом деле смог найти счастье в браке, то все равно у меня не было бы никакой возможности заниматься ухаживанием, так как в голове у меня совсем другое. Бог наделил меня талантом совсем не для того, чтобы я ухватился за чью-то юбку и провел время юности в бездействии. Чтобы, едва начиная жить, я отдался этой горькой жизни? О! Я не имею ничего против брака, но теперь это для меня губительно". И еще:"Не хочу сказать, чтобы я проявлял высокомерие к мадемуазель, которую уже навязывают мне в жены, и что я об этом ничего ей не говорю, но я и не влюблен в нее. Я обмениваюсь с нею шутками, когда есть время, а это бывает только вечером, если я ужинаю дома, потому что утром я пишу у себя в комнате, а во второй половине дня редко бываю дома… И это все".
Это письмо от 25 июля 1781. Не похоже, что Моцарт влюблен  :dontknow:
А вот что он пишет опять же отцу 15 декабря:"Позвольте мне объяснить вам свои очень обоснованные соображения. Природа говорит во мне так же громко, как и в других переростках. Я считаю для себя невозможным жить как большинство теперешних молодых людей. Прежде всего, я слишком религиозен, и потом, слишком дорожу своим будущим, а мои чувства слишком честны, чтобы я мог соблазнить невинную девушку. В-третьих, меня слишком пугает, вызывает отвращение, гадливость опасность заболеть и потом долго лечиться, чтобы общаться с сомнительными женщинами. Могу поклясться, что до сих пор я разу не имел дела ни с одним созданием такого рода… Я хорошо понимаю, что этот довод (как бы он всегда ни был силен) в данном случае не может считаться значительным. Просто мой темперамент больше привлекает спокойная жизнь и семейный очаг, чем шумная суета праздного света. Я с ранней юности не был приучен к заботе о себе, о стирке, об одежде и т. п., и в голову мне не приходит ничего, что было бы мне так необходимо, как жена… Мужчина, живущий один, в моих глазах живет только наполовину! И я действительно так на это и смотрю и с этим ничего не могу поделать. Я много думал, много размышлял… И иначе думать не могу".
И опять на влюбленность не похоже, ИМХО.

0

43

Вот еще откровения Вольфганга о Констанци:"Она не безобразна, но и не слишком красива. У нее небольшие, но красивые черные глаза и хорошая осанка. Она не отличается живостью ума, но у нее достаточно здравомыслия для того, чтобы справляться с обязанностями жены и матери. Она не склонна к расточительности, наоборот, привыкла к плохой одежде, так как то немногое, что могла делать ее мать для своих детей, она делала для двух других дочерей, а для этой ничего и никогда. Правда, она была бы не прочь нарядно и достойно одеваться, но не претендовала на элегантность. Большинство вещей, необходимых женщине, она может шить себе сама. Прическу она делает себе тоже сама, ежедневно. Она может хорошо вести домашнее хозяйство, и у нее самое лучшее сердце на свете. Я люблю ее, и она меня сердечно любит. Скажите мне, мог бы я желать лучшей жены?"

0

44

видимо увидев то какая Констанс в семейной жизни, то как она заботится о нём и о доме, Вольфганг полюбил её. может не так уж прям, чтоб до гробовой доски, но по-моему последняя цитата из письма говорит о том что к жене он относился с большой нежностью

0

45

Мне нравится письмо от 15 декабря, такое на 100% по-немецки (австрийски) практичное отношение :D Действительно, зачем любовницы и проститутки? А жена это все, как говорится, в одном флаконе  :crazy:

0

46

KLER написал(а):

Действительно, зачем любовницы и проститутки? А жена это все, как говорится, в одном флаконе  :crazy:

очень правильный подход) в таком случае нет желания на лево пойти

0

47

Информация для размышления о посмертной маске Моцарта и ее подлинности.
Насколько можно верить ее подлинности?  :dontknow: История темная, впрочем, как и с его черепом.

Есть следующие доводы "за" подлинность.

Свернутый текст

• "А посему сообщаю Вам, что здешний императорский и королевский камергер, граф фон Дейм - несколько лет тому назад, назвавшись Мюллером, он устроил художественную галерею из собственных работ, - тут же после смерти Моцарта сделал гипсовый слепок его лица, и ещё: придворный актёр Ланге, очень славный художник, написал его в натуральную величину, en profil, затем же, не без помощи отливки Дейма, переделал портрет - Моцарта он знал хорошо - en face, причём сходство совершенное."
(Констанца Моцарт издателям Брайткопфу и Хертелю, 17 февраля 1802 года; письмо №1342).

• "До сих пор в ушах моих звучит последнее, что он попытался сделать: изобразить литавры в своём Реквиеме. Тут же появился Мюллер из художественного кабинета и сделал гипсовый слепок с его бледного, помертвевшего лица."
(Софи Хайбль Г.Н.фон Ниссену, первому биографу Моцарта, 7 апреля 1824 года).

Вот два документа, которые доказывают, что с В.А.Моцарта своевременно и со знанием дела была снята посмертная маска. Упоминается граф фон Дейм (Дем), или Мюллер, - этот "тот самый граф Йозеф Дейм фон Штритец (1750-1804), которому...из-за дуэли пришлось бежать за границу и для пропитания заняться в Голландии изготовлением восковых фигур. В дальнейшем, при поддержке королевы Каролины, ему удалось перебраться в Неаполь и добиться дозволения копировать античные статуи. Возвратившись в 1790 году в Вену, он (сначала на Stock im Eisenplatz, затем в 1795 году на Kольмаркт) открыл художественную галерею. В 1797 году в специально оборудованном здании он устроил кабинет восковых фигур, среди которых можно было увидеть и Моцарта в собственном платье" /Schenk E. - W.A.Mozart. 1955/
Отсбда следует, что граф фон Дейм изготовил для себя бронзовую отливку посмертной маски Моцарта, иначе гипсовый оригинал при работе с воском утратил бы свою чистоту и стал бы просто непригоден для выставочных целей.
После смерти графини Дейм, урождённой Брунсвик в 1832 году кабинет восковых фигур был закрыт.
И только 24 октября 1875 года о посмертной маске Моцарта вновь вспомнили.

Просветлённое выражение лица, эта вопротившаяся в образе музыка, юность облика и, самое главное, следы острой почечной недостаточности, сопровождаемой сильным отёком лица, - вот абсолютные доказательства подлинности Моцартовой маски. Но это ещё не всё. В ядре маски есть и "сигнатура": зеркально отражённые буквы Th.R. и число 1793, что может значить единственное: отлито года от Рождества Христова 1793 Таддеусом Риболой. Это знак венской литейной мастерской по олову и бронзе Паулер Тор, находящейся в непосредственной близости от художественного кабинета Дейма!

/ Фрагмент из книги немецких докторов медицины - Й.Дальхов, Г.Дуда, Д.Кернер "В.А.Моцарт: Хроника последних лет жизни и смерть", глава "Посмертная маска Моцарта" /

P.S. Фото маски вы можете посмотреть на первой странице данной темы.

0

48

О внешности Моцарта от его современников.

Свернутый текст

"Он был маленького роста, лицо (если не принимать во внимание большие пламенные глаза) никак не отражало величие его гения.
Взгляд его казался блуждаюшим и рассеянным - кроме тех случаев, когда он сидел за фортепиано. Вот тогда всё лицо его менялось! Взор становился серьёзным и собранным, в каждом движении выражалось чувство, коим он умел наполнить свою игру и которое он столь властно пробуждал в слушателях.
У него были красивые маленькие руки. Во время игры на фортепиано они столь естественно и мягко двигались по клавиатуре, что смотреть на них было наслаждением - не меньшим, нежели слушать звучащую музыку. Удивительно, как он умудрялся брать столько звуков, особенно в басу. Эту особенность надо приписать великолепной аппликатуре, которую он, по собственному признанию, выработал в результате усердного изучения баховских произведений.

Неприметная внешность, маленький рост - всё это явилось результатом духовного перенапряжения и нехватки движения в детские годы. У него были красивые родители, и сам он ребёнком был красив.
Однако в этом неприменом теле жил гений искусства, коим природа лишь изредка одаривает своих любимцев.

Ещё в юности Моцарт показывал большие способности ко всем наукам, коим его обучали, и во всех делал большие успехи. И в поздние годы он, по-прежнему, очень любим арифметику и действительно был необыкновенно талантлив как арифметик.

По характеру Моцарт был добрым и любезным. Его основными чертами были непренуждённое добросердечие и редкая восприимчивость ко всем проявлениям дружбы. Он полностью отдавался своим благородным порывам, и потому неоднократно становился жертвой своей великодушной доверчивости.Он часто принимал у себя и абласкивал своих самых злостных врагов и ненавистников.

Критические замечания и даже упрёки в недостатках он принимал охотно, чувствительно его задевали только некоторые из них, а именно те, с которыми ему приходилось чаще всего сталкиваться: с упрёками в слишком живом темпераменте, в неумеренной фантазии (!!!).

Он страстно любил игру в бильярд, возможно потому, что она связана с движением.
Красоты летней природы приводили в восхищение его глубоко чувствительное сердце. Он не мог отказать себе с этом удовольствии, и почти каждый год арендовал садик в пригороде, где обычно проводил лето."

/ Из книги: Франц Ксавер Нимечек "Жизнь Императорского королевского капельмейстера Вольфганга Готтлиба Моцарта". /

• Певец Луиджи Басси в разговоре со Стендалем рассказывает:
"Моцарт пользовался большим успехом у дам, невзирая на свой маленький рост; зато у него было исключительное лицо и он мог очаровать любую женщину одними глазами."

0

49

Стихи о Моцарте.

Свернутый текст

Ты, владыка струн живых,
Нас покинул в одночасье -
Ты, кто был в искусстве бог.
В гармоническом согласьи
Ты заставить струны мог,
Чтоб они в тиши журчали,
Словно нежный ручеёк,
Или грозно грохотали
Как разгневанный поток.

Зеленеет холм унылый,
Но ему не удержать
То, что рвётся с юной силой
Сквозь могильную печать.
То, что дивно избежало
Норны грозного кинжала, -
То, что на себе несёт
Свет божественных высот.

В дрожи струн и в сочетаньи
Мелодических красот,
В сердца страстном трепетаньи
Дух создателя живёт.
Это Моцарт! Посмотри:
В блеске утренней зари
Невесомыми шагами
Он опять идёт меж нами.

Йозеф Георг Мейнерт (1775-1844). Сочинил и прочёл это стихотворение на вечере моцартовской памяти, устроенном пражскими студентами-правоведами 7 февраля 1794 года.

Свернутый текст

"Соната Моцарта" (Автор: Хайдар Бедретдинов)

Вызывая карусель эмоций,
Радуясь, ликуя и звеня
Потрясает семилетний Моцарт
Сорокатрёхлетнего меня.
Души наши голубями взмыли,
Только что склонённые ничком.
И манжеты - ангельские крылья,
Вспархивают над живым смычком.
Мальчик, милый! Выстрадав бессмертье
Как же бескорыстно ты горел,
Если даже через два столетья
Нынешние радости прозрел.

Свернутый текст

Песенка о Моцарте
Булат Окуджава

Моцарт на старенькой скрипке играет
Моцарт играет, а скрипка поет,
Моцарт отечества не выбирает -
Просто играет всю жизнь напролет.
Ах, ничего, что всегда, как известно,
Наша судьба - то гульба, то пальба...
Не оставляйте стараний, маэстро,
Не убирайте ладони со лба.

Где-нибудь на остановке конечной
Скажем спасибо и этой судьбе.
Но из грехов своей родины вечной
Не сотворить бы кумира себе.
Ах, ничего, что всегда, как известно,
Наша судьба - то гульба, то пальба,
Не расставайтесь с надеждой, маэстро,
Не убирайте ладони со лба.

Коротки наши лета молодые,
Миг - и развеются, как на кострах,
Красный камзол, башмаки золотые,
Белый парик, рукава в кружевах.
Ах, ничего, что всегда, как известно,
Наша судьба - то гульба, то пальба...
Не обращайте вниманья, маэстро,
Не убирайте ладони со лба.

0

50

KLER
Спасибо большое за последнюю песню! Напомнила мне студенческие годы, когда мы пели Окуджаву под гитарку, и, точно, эту песню тоже пели. Вот читаю сейчас стихи, а в голове сразу мелодия звучит :cool:

Свернутый текст

И к слову о цветах, у Окуджавы-то тоже про красный камзол написано, а не про синий  :rolleyes:

0

51

Konny

Спасибо большое за последнюю песню

пожалуйста, рада поделиться  :yep:

0

52

KLER написал(а):

Коротки наши лета молодые,
Миг - и развеются, как на кострах,
Красный камзол, башмаки золотые,
Белый парик, рукава в кружевах.
Ах, ничего, что всегда, как известно,
Наша судьба - то гульба, то пальба...
Не обращайте вниманья, маэстро,
Не убирайте ладони со лба.

у меня в голове почему то сразу появился момент первого появления Микеля на сцене....
Клер, спасибо  :flag:

0

53

Пропала я опять в дебрях генетических исследований.
Статья мне попалась на немецком. Не буду ее здесь приводить так как перевод ну очень корявый у меня вышел.
Вкратце о сути дела. Никак не сойдутся ученые генетики во мнении относительно черепа якобы Моцарта. По описания похоже, но и тип этот характере для жителей данной местности. А изучение генетического материала из склепа Моцартов в Зальцбурге еще больше все запутало так как ДНК оказались не родственными ни с черепом ни между собой (бабушка Моцарта и его племянница). Загадок стало еще больше, чем раньше.
А вот восстановление внешности по черепу сделали (это сейчас очень распростаненный метод).
Можно посмотреть на фото.
Прочитала про такой казус. Когда в 60-е годы проводилось одно из первых исследований пряди волос Моцарта оказалась, что это нити от парика  :dontknow:  :crazyfun:

[реклама вместо картинки]

0

54

KLER
у меня после всего этого возникает один вопрос, прошу прощения за него, но - как они умудрялись так поступать со своими усопшими родственниками? Такое ощущение складывается, что хоронил кто-то кого-то где-то и как придется... А теперь разберись, а действительно ли в могиле были бабушка и племянница, или еще кто-то "затесался".. какой-то кошмар...  :dontknow:

0

55

Foxxy

как они умудрялись так поступать со своими усопшими родственниками?

ну во-первых, видимо, проще как-то к этому относились

Свернутый текст

хотя, что изменилось сейчас? я недавно лично столкнулась с проблемой захоронения родственника так не дай бог заниматься этими вопросами

во-вторых, еще и Иосиф II "подсобил" со свой кладбищенской реформой, хотел как лучше, а получилось понятно как,
в-третьих, Констанс, поздновато опомнилась, что муж-то гений и можно много из славы его извлечь, вот и начала создавать "реликвии"

Мне вот что не понятно. Ведь есть и еще родственники - сыновья, сестра и ее дети. Или они не подходят для исследований или их останки тоже все пропали или перепутались?
Грустная тема.

0

56

Статья, анализирующая причины болезни Моцарта (источник  http://msvitu.com/archive/2008/october/ … hp?lang=ru )

                                                     

Свернутый текст

   БОЛЕЗНЬ И СМЕРТЬ ВОЛЬФГАНГА АМАДЕЯ МОЦАРТА
В свое время фильм Милоша Формана “Амадеус” вызывал большой резонанс, в нем, казалось бы, очень реалистично изображены последние часы жизни гения европейской музыки (рис. 1). При этом большинство зрителей находилось в твердом убеждении, что в фильме композитор отравлен, несмотря на то что киношный завистник-интриган Сальери вовсе не отравляет своего соперника, а только оказывает на него психологическое влияние. И формановский Моцарт умирает от избыточного употребления алкоголя...

Отравление
Вольфганг Амадей Моцарт (1756–1791 гг.) умер относительно молодым, после быстро­прогрессирующей изнури­тельной болезни. Тело его распухло и покрылось сыпью. Не удивительно, что вокруг его смерти ходили всевозможные слухи. Берлинская газета “Музикалишес Вохенблатт” 12 декабря 1791 года опубликовала сообщение своего пражского корреспондента: “Моцарт умер. Из Праги он вернулся больным, с тех пор постоянно болел; предполагалось, что у него водянка... После смерти тело вздулось настолько, что высказывалось предположение об отравлении”. А вдова композитора Констанца неоднократно повторяла слова, якобы сказанные им во время последней прогулки по Пратеру: “Конечно, мне дали яд!”

Через 30 лет после смерти Моцарта данная тема всплыла вновь, и в 1823 году впервые было названо имя отравителя — Сальери. Старый композитор в помрачнении рассудка пытался перерезать себе горло, и это трактовалось как раскаяние за убийство гения. “Утка”, растиражированная несколькими венскими газетами, разлетелась по всему континенту.

Отношения Сальери и Моцарта действительно были не лучшими. Однако они общались достаточно дружелюбно. Сальери должным образом ценил оперы младшего коллеги и не имел никаких причин ему завидовать. Его положение было намного выше и лучше, чем Моцарта, да и успехи весомее. Иоганн Непомук Гуммель, ученик Моцарта, писал: “Сальери был настолько честным, реально мыслящим, всеми уважаемым человеком, что ему даже в страшном сне не могло прийти в голову что-либо подобное”. Сам Сальери перед смертью сказал известному музыканту Игнацу Мошелесу: “Я могу с полной верой и правдой заверить вас, что ничего справедливого в таких абсурдных слухах нет... Известите мир: старый Сальери, который вскоре умрет, сказал это вам”.

Нелепость версии об отравлении подтверждает и медицинское заключение главного врача Вены Гульденера фон Лобеса, в котором шла речь о том, что осенью Моцарт заболел ревматической воспалительной лихорадкой, от которой в то время страдали и умирали многие жители Вены, при этом во время тщательного обследования трупа ничего необычного выявить не удалось. В тогдашнем законе было написано: “Каждый труп должен быть обследован перед захоронением, чтобы было ясно, что не произошла насильственная смерть... О выявленных случаях необходимо немедленно сообщать властям для последующего официального расследования”.

Да и каким ядом мог быть отравлен Моцарт? В XVIII веке отравители чаще всего пользовались соединениями мышьяка и производными ртути. Картина болезни композитора абсолютно не вписывается в симптоматику острого отрав­ления мышьяком. Настолько же сомнительным считается идея об отравлении неорганическим производным ртути — сулемой, на чем настаивали советский музыковед И. Белза и австрийский медик Г. Дуда. При острой ртутной интоксикации быстро развиваются характерные внешние признаки, но характерной клинической картины у композитора не прослеживалось. Если же предположить, что в данном случае произошло хроническое отравление, то должны были бы наблюдаться симптомы так называемого ртутного эретизма, а также дрожание рук, что прояв­ляется резкими изменениями почерка. Между тем сохраненные после смерти композитора партитуры его последних произведений — “Волшебной флейты” и “Реквиема” — даже при самом пристальном рассмотрении не свидетельствуют о “ртутном треморе”.

Однако слухи об отравлении оказались живучими. В наши дни только ленивый не обвиняет в этом Сальери, при этом кого только не записывали в отравители Моцарта за последние 200 лет! Невропатолог Матильда Людендорф приписывала это деяние масонам, отметив, что в похоронах композитора присутствовали элементы... еврейского обряда. А недавно была опубликована статья какого-то малоизвестного российского исследователя В. С. Козырева, всерьез утверждающего, что гений был отравлен по приказу австрийского императора Леопольда II. Последний якобы услышал, что композитора собираются пригласить на службу к российскому императору, и решил: незачем делать русским такой подарок. Возможно, версия изложена не совсем точно, но и впрямь не хочется копаться в этом клиническом бреде с детективно-политическим уклоном. Какова же истинная история болезни Моцарта?

История болезни
Известно, что в детстве Вольфганг часто болел простудными заболеваниями. В 6-летнем возрасте он перенес катар горла, сопровождавшийся высокой температурой и кожной сыпью ярко-красного цвета. В том же 6-летнем возрасте, а затем и в 10 лет у Моцарта отмечалась лихорадка с болью в коленных суставах и суставах стоп. Мальчик некоторое время не мог даже ходить. В 10-летнем возрасте будущий мастер перенес тиф, в 12 лет — ветряную оспу, в 16 лет — желтуху. В возрасте 28 лет и 31 года у него была тяжелейшая лихорадка с обильным потоотделением, болями в животе и рвотой. В последний год жизни Моцарта часто беспокоили головные боли.

По мнению некоторых врачей, исследовавших доступные доказательства, композитор, возможно, перенес в детстве тяжелую стрептококковую инфекцию (ангину или скарлатину), которая по причине недоступности антибиотиков в то время привела к ревматизму и хроническому заболеванию почек. Если данная теория соответствует действительности, то смерть наступила вследствие прогрессирующей почечной недостаточности, что соответствует симптоматике последних дней жизни композитора.

18 ноября 1791 года Моцарт дирижировал своей “Маленькой масонской кантатой”, а через два дня слег. Последнее заболевание началась с воспаления суставов рук и ног с быстрым прогрессированием до обездвижения. По словам жены композитора Констанци и его ученика Зюссмайера, у пациента был жар, проливной пот, ноги и руки отекли настолько, что это сразу бросалось в глаза. Его беспокоила боль в пояснице и частая рвота. На коже появилась мелкая сыпь, а от тела исходил неприятный запах. Моцарт был фактически парализован, однако продолжал работать, отдавал распоряжения Зюссмайеру относительно своих произведений.

Лечение
Медицинскому анализу заболевания и причин смерти мастера посвящено огромное количество работ, но все авторы по понятным причинам вынуждены опираться на относительно непрямые данные. Вероятно, наиболее полным научным исследованием является книга К. Бера “Болезнь, смерть и похороны Моцарта”, изданная в Зальцбурге. Анализируя сохранившиеся свидетельства, медицинскую историю пациента и врачебные заключения о причинах смерти, автор пришел к выводу, что Моцарт умер от ревматической лихорадки, возможно, осложненной острой сердечной недостаточностью (о столь грозном осложнении врачи XVIII века даже не подозревали, до изобретения стетоскопа оставалось около 30 лет).

Считается, что официальное заключение о причинах смерти композитора всегда было несколько расплывчатым. Однако следует учитывать, что, как отмечалось в одной солидной монографии, цитируемой Бэром, из 656 жителей Вены, смерть которых была зарегистрирована в ноябре-декабре 1791 года, причина смерти была указана только в документах Моцарта. Очевидно, этой стороне дела тогда не придавалось большого значения.

К тому же не следует пренебрегать тем фактом, что, несмотря на то что боль­ного лечило два лучших венских доктора, они действовали согласно принципам медицины XVIII века. В наше время их методы кажутся просто варварскими. Моцарту выписывали препараты, стимулирующие рвоту, ставили холодные компрессы и делали частые кровопускания. По оценке Бэра, в результате кровопусканий пациент потерял не менее двух литров крови! Наверное, умереть можно было от одного лишь лечения...

Похороны
Вокруг похорон композитора тоже наплели немало небылиц. Дни между смертью композитора и его похоронами окутаны туманом. В книге умерших при соборе Св. Стефана указана дата смерти 6 декабря 1791 года, тогда как исследования свидетельствуют, что Моцарт был похоронен на кладбище Св. Марка 7 декабря.

Во-первых, требовалось неукоснительно соблюдать установленные сроки карантина — 48 часов после кончины (смерть наступила 5 декабря). Во-вторых, именно 7-го, а не 6 декабря, была сильная буря, о которой вспоминали современники композитора. Поэтому, дойдя до городских ворот Штубентор, люди, сопровождавшие катафалк, решили вернуться назад, так и не добравшись до кладбища.

В этом, кстати, не было ничего особенного. В соответствии с предписаниями того времени, похороны происходили без траурной процессии и священника. Для близких прощание с умершим заканчивалось после отпевания в церкви. Можно предположить, что тело композитора было оставлено на ночь в часовне, а похоронено на следующий день.

Еще при императоре Иосифе II, в разгар очередной эпидемии, которых тогда было немало, был издан указ, в котором говорилось: “Так как похороны ничего другого не предусматривают, как только быстрее отвезти тело, следует, чтобы не препятствовать этому, зашить его без всякой одежды в полотняный мешок, положить в гроб и отвезти на кладбище... Там привезенный труп вынуть из гроба и так, как он есть, опустить в могилу, засыпать гашеной известью и немедленно засыпать землей”. Правда, этот ритуал захоронения в мешках, эффектно воспроизведенный в уже упомянутом фильме Формана, под давлением общественного мнения отменили в 1785 году, с разрешением использовать гробы.

А сколько слов сказано по поводу захоронения Моцарта в “общей могиле для бедных”! Звучит трогательно, но и здесь попахивает анахронизмом. Захоронение нескольких трупов в одной могиле было в те времена нормальным явлением, и по предписаниям в могилу разрешалось класть четыре взрослых и два детских трупа или пять взрослых покойников. Поэтому захоронение музыканта полностью соответствовало традиционному для того времени захоронению жителей Вены.

С целью уточнения отметим, что уже в те времена для особо знаменитых людей предусматривались отдельные могилы и траурные процессии. Так, например, был похоронен известный австрийский композитор Глюк.

Возможно, Моцарт был забыт на склоне лет? И это не так. Его оперы часто ставились, за что он получал хорошее вознаграждение. После успеха “Волшебной флейты” он получил почетный заказ на праздничную оперу “Милосердие Тита” по случаю коронации Леопольда II. Композитора не особо любили венские музыканты, это правда. Коллеги редко честно оценивают своих гениальных современников, особенно если те, как, например, наш герой, отличаются резкостью и прямотой суждений. Да и венский высший свет Леопольда II, в целом, не очень высоко ценил искусство Моцарта, поэтому никто не стал добиваться для него исключения из правил.

Барон Готфрид ван Свитен, покровитель и друг композитора, впоследствии на долгие годы кредитор обоих его сыновей, был занят своими проблемами — по случайному стечению обстоятельств, в день смерти Моцарта он был отстранен от императорского двора. Торговец Михаэль Пухберг, которому семья мастера за­дол­жала крупную сумму денег, тоже не счел возможным устроить пышные похороны.

Где же на кладбище Св. Марка находится могила Моцарта? В те времена могилы не по­мечались, надгробные камни разрешалось ставить не на месте самого захоронения, а в стены кладбища. Через 8 лет в старых могилах разрешалось хоронить новых покойников. Конс­танца только через 17 лет после смерти мужа впервые побывала на кладбище. Могилу гения много лет подряд посещала жена его друга Иоганна Георга Альбрехтсбергера, бравшая с собой сына. Он точно помнил место захоронения композитора, и, когда по случаю пятидесятилетия со дня смерти Моцарта стали это место разыскивать, смог его показать. В 1859 году там был установлен памятник по проекту фон Гассера. К столетию со дня смерти композитора памятник перенесли в “музыкальный угол” Центрального кладбища Вены (рис. 2), из-за чего опять появился риск забыть о местонахождении настоящей могилы. Тогда надзиратель кладбища Св. Марка Александр Кругер из обломков разрушенных надгробий построил маленький памятник, который стоял еще долгое время.

Рис. 2. Символическая могила композитора на Центральном кладбище Вены.

Finita
В 1902 году музею Моцарта в Зальцбурге был передан “череп композитора” из коллекции анатома Гирта, споры относительно его подлинности продолжаются до сих пор. Известно, что он принадлежит человеку невысокого роста, астенической конституции и соответствует возрасту композитора. Подлинность также подтверждается наличием небольших глазниц — это свидетельствует о выпуклых глазах, — а также тем, что линия черепа совпадает с изображением головы умершего. Вместе с тем, есть, как минимум, два контраргумента: кариес на первом боковом зубе слева сверху, что не соответствует педантичному и точному описанию больного зуба сына, выполненного Леопольдом Моцартом, а также следы кровоизлияния на внутренней поверхности левой височной кости, от чего, скорее всего, человек и умер.

Таким образом, тайна болезни и земных останков Вольфганга Амадея Моцарта так и остается до конца не раскрытой.

Подготовил Юрий Матвиенко

Литература
1. Baroni CD. The pathobiography and death of Wolfgang Amadeus Mozart: from legend to reality. Hum Pathol. 1997 May;28(5):519-21.
2. Bentivoglio M. Musical skills and neural functions. The legacy of the brains of musicians. Ann N Y Acad Sci. 2003 Nov;999:234-43.
3. Bourke GJ. Mozart (1756-91): his illnesses and death. Ir Med J. 1991 Dec-1992 Jan;84(4):112-3.
4. Jenkins J. Mozart--portrait and myth. J R Soc Med. 2006 Jun;99(6):288-91.
5. Jenkins J. Music and medicine in the life of Mozart. Trans Med Soc Lond. 1998-1999;115:20-6.
6. Huguelet P, Perroud N. Wolfgang Amadeus Mozart’s psychopathology in light of the current conceptualization of psychiatric disorders. Psychiatry. 2005;68(2):130-9.
7. Karhausen LR. Weeding Mozart’s medical history. J R Soc Med. 1998 Oct;91(10):546-50.

Символическая могила композитора на Центральном кладбище Вены.

+1

57

KLER
Я, кажется, одна здесь все читаю... Но очень интересно  :yep:  в последней статье коротко изложено, все, что выше расписывалось во всех подробностях, и выглядит логично...  :|

0

58

Foxxy

Я, кажется, одна здесь все читаю...

я кажется одна тут пишу  :D
Спасибо тебе, что читаешь  :love:

в последней статье коротко изложено, все, что выше расписывалось во всех подробностях, и выглядит логично...

одно дело когда пишут простые смертные, так сказать, как мы, и совсем другое узнать мнение специалистов, но данных, конечно, очень мало, чтобы что-то утверждать  :dontknow:

0

59

KLER

Спасибо тебе, что читаешь

Да мне интересно :) Спасибо, что пишешь  :D

но данных, конечно, очень мало, чтобы что-то утверждать

Это - да... Но, по крайней мере, выстроена статья очень логично и без лишних и ненужных эмоций, а еще без "давления на жалость"  :writing:

0

60

Foxxy

Да мне интересно

Зря ты это написала  :rofl:
из Зальцбурга такоую замечательную книжицу привезла про Моцарта,

Свернутый текст

я вообще столько литературы приволокла и не только из Зальцбурга и не только про Моцарта, вот нормальные люди что везут? сувениры, шмотки, не знаю, алкоголь местный, а я книги

мечтаю со всеми поделиться  :flirt:

0


Вы здесь » Mozart L`opera Rock`s Fan Forum » Историческая справка » Вольфганг Амадей Моцарт (биография, музыка, интересныефакты из жизни)