Поль Пуаре родился 8 апреля 1879 года в семье торговца. Родители торговали тканями в квартале, который называли чревом Парижа и который и до сих пор остается центром французской текстильной промышленности. Талант художника у П. Пуаре проявился рано. Но под давлением отца П. Пуаре все же заканчивает школу и устраивается рассыльным к знаменитому мастеру по изготовлению зонтиков.
Проза жизни не заглушила его веселой фантазии. Из цветных зонтичных лоскутков шелка он создает экстравагантные шедевры, примеряя их на деревянную 40-сантиметровую куклу, подаренную сестрами. А сестры так восхищались и им, и его моделями!
«Нет ничего важнее, чем внешний вид», – вывод, к которому приходит П. Пуаре и который становится его убеждением на всю жизнь.
В 1896 г. юный Поль поступает на работу в лучший парижский салон – к Жаку Дусе. Здесь он провел годы, послужившие первыми ступеньками к Олимпу моды. Оценив талант начинающего художника, Дусе поручил ему обслуживать самых капризных клиенток – актрис Сару Бернар, Габриэль Режан и Мистангетт, деливших между собой столичную сцену и славу элегантнейших женщин Парижа.
В 1903 г. после военной службы П. Пуаре работает в Доме Ворта (1901–1903 гг.), а затем открывает собственный салон на Рю-Аубер, 5, в котором всё, – от роскошной мебели и высоких зеркал до таинственно мерцающей витрины, украшенной китайскими вышивками, цветами и пожелтевшими осенними листьями, представлялось новым, неожиданным и манящим. Это было не просто дорогое ателье, это был дом Хорошего Вкуса, выставочный зал, центр искусств и клуб избранных.
Популярная актриса Режан оставляет Дусе и становится первой клиенткой молодого мастера. Она действует на современников как своего рода магнит: стоит ей появиться где-нибудь со своими двумя белыми осликами, подарком короля Португалии, как там собираются поклонники и подражательницы.
Поль Пуаре становится звездой: его узнают на улице и в ресторанах, а на его праздники съезжается весь Париж. Пуаре умеет собрать вокруг себя талантливейших иллюстраторов, художников и дизайнеров: Поля Ириба, Жоржа Лепапа, Эрте, Мариано Фортени, Вламинка, Андре Дерена, Рауля Дюфи.
Реформатор моды
Поль Пуаре – культовая фигура в «Haute couture» начала века. Всего за несколько лет он проходит путь от никому неизвестного торговца зонтами до диктатора парижской моды. В своих воспоминаниях пишет: «Я не ждал, пока мой успех вырастет сам по себе. Приходилось безумно много работать…» Но работа его больше походила на акт творения, чем на работу в обычном смысле этого слова. Она была похожа на песню, что просто лилась из его души.
Его идеалом был образ женщины, чувствующей, знающей и любящей собственный облик. Начиная с 1903 года, с момента открытия небольшого магазина, его модели привлекали парижанок четкостью силуэта, простотой форм. Он смело экспериментирует, кардинально меняя каноны моделирования. Появляются новые силуэты, пропорции и линии. Одежда становится более доступной, удобной и практичной. Развиваются новые технологии, появляются новые ткани, фактуры и аксессуары. Все это позволяет костюму стать естественным дополнением внутреннего мира человека, отразить его потребности и образ жизни.
Созданный им силуэт освободил женщин от корсета: ниспадающая юбка, не доходящая до пола, завышенная линия талии. Это шло вразрез с правилами приличия. Но прошло всего два года, и это новшество было принято. Как художник, он сумел выразить в одежде признаки тогда лишь рождавшегося образа новейшего времени и определил совершенно особое место кутюрье в современном мире. Он стал диктатором моды, задающим не только фасон платья, но и стиль жизни. Проведенная Пуаре реформа костюма, освободившая женское тело от жестких корсетов, оказалась необратимой. Все созданное им было талантливо, ярко, неординарно, смело. Он заставил публику относиться к костюму как к важнейшей части культуры, как к истинному произведению искусства.
П. Пуаре стал первым кутюрье с собственной маркой. Пуаре попытался создать особую индустрию роскоши, производящую в стиле мастера и «за единой подписью» одежду, обувь, шляпы, аксессуары, духи, т.е. все то, что насыщает и украшает жизнь, превращает серые будни в праздники.
Первый парфюм
В 1911 году Поль Пуаре стал первым дизайнером, представившим свою собственную линию духов. Она была названа «Розан» в честь старшей дочери. Специалисты считают, что до Пуаре все духи имели приблизительно одинаковый запах. Именно он стал художником, который по-новому увидел место духов, их роль в костюме, в самой моде. Пуаре воспринимал духи как особую, но во многом схожую с одеждой, оболочку. Он избрал путь индивидуализации парфюмерных запахов, путь создания парфюмерных образов, справедливо полагая, что зрительный образ определенного типа женственности, поддержанный запахом, становится полнее, чувственнее. За «Розан» последовали пряные восточные ароматы: «Китайская ночь», «Аладдин», «Минарет», «Запретный плод».
Для необычных запахов нужны были и оригинальные флаконы, которые он сам же создавал. Названия духов от Пуаре были в духе времени: «Борджиа», «Запретный плод», «Рубашка Розины», «Антинея».
Магия его престижного имени начала приносить ощутимые плоды. За духами последовал фирменный набор, туалетная вода, одеколон, мыло, пудра, сценический грим.
Фирменный стиль
Забота о создании фирменного стиля привела Пуаре к мысли о собственных «эксклюзивных» тканях. Пуаре восхищался художниками-фовистами, полотна которых он начал собирать сразу же, как только появилась материальная возможность. Он полюбил их колорит, сильные, открытые, подчас резкие, шокирующие традиционный вкус цвета. Не утруждая лишними заботами лионских ткачей, Пуаре решает сам вернуть цвет палитре текстильщиков. Для начала он предлагает молодому фовисту Раулю Дюфи сотрудничество в создании новых текстильных рисунков.
Работа над новыми тканями была только началом той кипучей деятельности по преобразованию предметной среды человека нового столетия, которую Поль Пуаре развил в краткий период между 1911 и 1914 годами. Огромную роль в костюме играли дополнения: перчатки, зонтик, ювелирные украшения (серьги, броши, браслеты, цепочки, кольца).
В России
Фирменный стиль П. Пуаре пополнили восточные мотивы, которые появились благодаря спектаклям «Русских сезонов» Дягилева. Кутюрье был поражен колоритом балета «Клеопатра» и решил, что Париж, несомненно, захочет примерить нечто подобное. Позднее он одевал танцовщицу Иду Рубинштейн, аристократок и певиц кабаре, русских великих княгинь.
В 1910 г. он осуществляет свое турне в Россию, завоевав почитателей в двух столицах России – в Москве и Санкт-Петербурге. Лекции и показ коллекций с успехом состоялись и в Петербурге. А в Москве он познакомился с Надеждой Ламановой – создательницей русской модной школы, о дружбе с которой будет вспоминать много лет спустя в своей книге: «Она открыла мне всю фантасмагорию того пред-Востока, каким является Москва».
Приезд П. Пуаре в Москву не был случаен. Россия в те времена в мире моды имела значительный вес и была известна лучшими военными портными в Европе. Многие члены королевских семей и высшие чины из других стран заказывали парадные мундиры именно в России. Если в начале XIX в. наиболее известные ателье в Москве и Санкт-Петербурге держали иностранцы, у которых работали русские портные и швеи, а русские мастера для привлечения клиентов вынуждены были брать звучные иностранные псевдонимы, то к концу века модели русских портных ничем не уступали парижским. Одеваться, например, у Н.П. Ламановой было не менее престижно, чем у французских кутюрье, так как она выполняла заказы императриц и придворных дам.
«Я до сих пор помню Москву с ее иконами, Кремлем, колокольнями, храмом Василия Блаженного, извозчиками, грандиозными осетрами, замороженной икрой, с изумительной коллекцией новой живописи г-на Щукина и вечерами у «Яра». Мне хотелось бы, чтобы г-жа Ламанова и ее муж... увидели в этих строчках выражение нежной дружбы и признательности, которыми ей обязан светский Париж», – писал П.Пуаре.
Организаторский талант
Поль Пуаре состоялся не только как художник, но и большой и талантливый организатор в мире моды. В 1912 году он учреждает самый эпатажный журнал того времени – Газетт дю бон тон («Журнал изысканного тона»).
Успешный в делах, он умел ладить с людьми, ценил и дружил со многими творческими людьми своего времени, собрал большую коллекцию произведений искусств, был меценатом. П. Пуаре удалось создать могущественную империю моды. В наше время модные дома выпускают разную продукцию под одной маркой, но тогда это резко отличалось от общепринятых норм.
Пуаре принадлежала идея создания организации, в задачи которой должны были входить функции защиты авторских прав модельеров. Этот замысел воплотился в Синдикат по защите прав великого портновского искусства Франции, который функционирует до сих пор. П. Пуаре устраивал многочисленные торжества, в которых мастер стремился создать на один день или на одну ночь органичную среду обитания для произведений своего искусства. Например, на «Празднике Вакха» главным героем стал античный костюм. Перед новоявленными богами, нимфами, сатирами Пуаре предстал в роли Юпитера. Пышные празднества П. Пуаре составили одну из ярких страниц парижской жизни начала века. Радушный хозяин, изобретательный режиссер и выдумщик, Пуаре создал удивительный сплав любительского театра и народного карнавала. Он вовлекал гостей в мир своей творческой фантазии, своего восприятия исторического и современного костюма. Создание необходимого декора он поручил друзьям-художникам, а костюмы придумывал сам.
В 1911 г. слава Пуаре достигла апогея: он организовал первое в истории высокого шитья турне по столицам Европы с участием манекенщиц, или, как тогда говорили, живых манекенов.
Ему принадлежит идея создания школы искусств, которую он назвал именем другой дочери, Мартины. Пуаре отобрал в муниципальных школах парижских предместий небольшую группу – 15 художественно одаренных девочек 12–13 лет. Детская школа декоративных искусств на улице Сент-Оноре стала первой школой такого рода во Франции. Пуаре берет девочек на пансион и даже платит каждой небольшую сумму денег. Система преподавания в школе, так же как и принципы обучения персонала в Доме Пуаре, была новаторской. Пуаре не спешил, как когда-то Чарлз Ворт, «учить руки», он хотел развить душу, воспитать личность, обострить зрение, пробудить любовь к прекрасному.
Продукция этой школы – ковры, вышитые покрывала, обои, абажуры и прочая мелочь для оформления домашнего интерьера — продавалась в небольшом магазине. Еще до Первой мировой войны филиалы «Мартины» появились в Берлине, Лондоне и даже в Новом Свете, в Филадельфии.
Учебная программа, рассчитанная вначале на традиционное художественное воспитание, с 1912 года начинает ориентироваться на фиксацию живого непосредственного детского восприятия. Для того чтобы стимулировать фантазию детей, наполнить ее новыми зрительными образами, учениц водят в парки, музеи, и, прежде всего, в Лувр, в Версаль. Его подопечные писали этюды в Люксембургском саду, посещали выставки, театральные представления, скачки, рынки, заполненные пестрой живописной толпой, много читали. Поль Пуаре вновь проявил чутье прирожденного новатора.
Вернувшись в студию, девочки с удовольствием выплескивали на бумагу накопившееся за день богатство живых, свежих ощущений и образов прошедшего дня. Все рисунки выполняются гуашью или акварелью без предварительных набросков.
Через шесть месяцев после открытия детской школы Пуаре создает на ее базе профессиональную декоративно-прикладную студию, где детским рисунком придается стилистическая завершенность. Как и школа, студия называется «Мартина». Пуаре рассылает рисунки «мартинок» на текстильные предприятия, на фабрики декоративных тканей, обоев и ковровые производства; он отсылает их и в Севр, где по ним выполняются росписи по фарфору.
В 1912 году он добивается участия учениц в выставке Осеннего Салона. Исследователи отмечают, что Пуаре первому пришла в голову оригинальная мысль соединить авангардистское мышление в области декоративно-прикладного искусства, столь впечатлившее его в Вене и Берлине, с примитивизмом – то есть создать на новой основе творческий синтез разума и чувства. Детская школа и декоративная студия «Мартина» внесли существенный вклад в историю развития декоративно-прикладных искусств Франции.
Война все перемалывает
Начавшаяся 1 августа 1914 года мировая война разом меняет все. Движимый чувством долга, Поль Пуаре уходит в армию. Но война оборачивается для Пуаре не ужасами окопной жизни, а личными унижениями, тяжело переносимой безликостью и бесполезностью далеко не героического существования. Для невежественного полкового начальства Пуаре – всего лишь ремесленник-портной, «нагло заявляющий, что не умеет шить». В качестве дисциплинарного взыскания он принужден пришивать пуговицы к солдатской амуниции. Это унизительное для Пуаре занятие позволяет ему детально изучить армейскую униформу, громоздкую, с обилием ненужных деталей, и внести предложение по усовершенствованию ее кроя и значительному сокращению расхода ткани и времени на пошив. Более того, благодаря проявленной энергии ему удается довести свои предложения до конкретных результатов.
После Первой мировой войны он перестал быть модным, его модели были слишком вычурны для этого времени. Пуаре, как и Жак Дусе, не смог приспособиться к демократизации моды. Безудержная энергия и фантазия художника далеко не всегда подкреплялись трезвым деловым расчетом. Многие интересные начинания были крайне невыгодными в финансовом отношении. В результате накопился огромный долг. В 1926 г., надеясь спасти свое предприятие, он распродал личную коллекцию – десятки полотен Матисса, Кеса ван Донгена, Вламинка и Пикассо, драгоценности жены. Но вырученных денег катастрофически не хватало, и прославленный Дом Пуаре пришлось закрыть. Но деятельность П. Пуаре на этом не заканчивается. Он работает в театре, издает мемуары, книги по кулинарии, занимается любимой им живописью.
Итоги
Титул «Короля моды» парижанин Поль Пуаре (1879–1944) присвоил себе сам, но для этого у него были веские основания. Недаром многие историки костюма склоны считать его отцом моды ХХ столетия. Хотя в истории моды он, в первую очередь, остался не как создатель ошеломляющих нарядов из «плотоядных восточных шелков», а как «освободитель» из плена корсета, нижних юбок и панталон.
Всего за несколько лет Полю Пуаре удалось создать первую в истории империю роскоши. За единой подписью кутюрье создавались одежда, обувь, шляпы, аксессуары и духи. Никогда еще мода не была такой роскошной.
Альбом Жоржа Лепапа «Вещи Поля Пуаре» продемонстрировал всему свету достижения выдающегося модельера и усилил его влияние в художественном мире.
Журнал The New Yorker писал о нем: «Поль Пуаре берет идеи из будущего и приносит их в настоящее». Стратегия и организация бизнеса кутюрье сходна с современной организацией показов и демонстрацией нарядов широкой публике... Поль Пуаре очень умело знакомил публику со своим брендом, его имя стало культовым еще при жизни, но, в конце концов, Модный дом Paul Poiret прогорел и был закрыт.
Но интерес к реформатору моды начала ХХ века не угасает. На Неделе высокой моды в Лондоне состоялась фотосессия-посвящение великому кутюрье Полю Пуаре с Натальей Водяновой в главной роли. Так чествовали П. Пуаре спустя десятилетия.
Он был первым парижским кутюрье, отправившимся в Америку, чтобы поближе узнать нацию, которая издали казалась ему «эмоциональной, энергичной и творческой». Художник демонстрирует свою коллекцию на манекенщицах, читает лекции о моде, показывает фильм с моделями коротких платьев и на глазах у многотысячной аудитории сам накалывает платья. Каждый его шаг в Америке – это шаг пионера, осваивающего новые для европейской моды пространства. Публичные выступления Пуаре в Америке стали для тысяч американок вечерами поэзии европейской моды, страстной и пленительной, прочитанной ее изысканнейшим и утонченным маэстро. «Я захотел привлечь внимание Европы и всего мира», – пишет в своей книге Поль Пуаре. Именно ему первому пришла в голову идея следовать за своей клиентурой. Для этого на известных курортах Франции Пуаре организовал демонстрацию своих моделей на манекенщицах.
В 1929 году выходит из печати автобиография Поля Пуаре. В ней, написанной на закате творческого успеха, нет ни тени горечи. Книга буквально пропитана счастьем. Она поражает своим пониманием глубинной сути того обширного явления, которое мы называем «модой», которое исходит не от опыта или разума, а от самого сердца творца, влюбленного в жизнь.
Поль Пуаре скончался в Париже в 1944 году в нищете и забвении. Поразительно – как мог столь богатый, влиятельный человек дойти до последней черты бедности? Ответ не может быть однозначным. По-видимому, такие натуры, как Поль Пуаре, всю жизнь стремятся вкладывать всю свою энергию и состояние в творчество, в таланты. Вклад, всегда беспроигрышный для благородной души, подчас оборачивается трагизмом повседневного человеческого существования. И эта горькая цена человеческого прогресса – плата горящего сердца, пытливого ума. Но не оскудеет рука дающего.
Концертное платье, 1923 г.
Атлас и шелковый креп, парча золотная, атлас.
Музей Гальера – Парижский городской музей моды.
Платье вечернее. Петербург, 1910-е годы.
Мастерская А.Г. Гиндус
На белой шелковой ленте корсажа печатная марка фирмы: А.Г. Гиндусъ СПБ Моховая 45
Шифон белого и голубого цветов, крепдешин белого цвета, мех с длинным ворсом черного цвета, серебряное кружево, металлическая нить, металл, золочение, бисер, стеклярус, стразы, вышивка.
Государственный Эрмитаж
Вечернее платье, 1913 г.
Поль Пуаре
На белой шелковой ленте корсажа черным шелком выткано: Paul Poiret a Paris, слева – цветок розы. Справа – печатная надпись золотом – Decembre 1913
Бархат кремового цвета, шелк, шелковый тюль белого цвета, серебряная нить, серебряное кружево, галун, полихромный стеклярус, бисер, искусственный жемчуг, цветы из шелка
Государственный Эрмитаж.
Туфли «Розы». 1924 г.
Перуджа для Поля Пуаре
Дизайн и вышивка - ателье «Мартина»
Шелк и шелковый бархат; вышивка синелью
Музей Гальера – Парижский городской музей моды
Коробочка от духов «Роза Розины».
Фирма «Духи Розины», 1930 г.
12,8 см x 10,3 см.
Картон, вельвет, раскрашенная бумага.
Международный музей парфюмерии, Грасс