Костюм Древней Греции
Эстетическим идеалом греков считалось красивое тело, благодаря чему у них развился культ человеческого тела. Тело считалось лучшим украшением человека: складками своих одежд эллины старались подчеркнуть красоту его форм или скрыть его недостатки.
Греческие одежды очень естественны, просты и казались всегда связанными с телом того, кто носил костюм, чего мы не видим ни у одного из других народов.
В этом разделе вы получите самое обширное представление о костюмах, причёсках, обуви, головных уборах, военном вооружении Древней Греции.
Головные уборы
Греческие головные уборы, так же как и прически, были просты и одинаковы как для мужчин, так и для женщин. Имея от природы густые волосы, свободные греки редко носили головные уборы. Однако отправляясь на многочасовые театральные представления, в длительные путешествия, на прогулки за город, в походы, греки надевали шапки, шляпы разного цвета, изготовленные из фетра, войлока, разных сортов кож.
Распространена была шляпа кюне в форме полушария. Носили конусообразный войлочный пилеус, фригийский колпак, каусию. Каусия имела округлую форму, изготовлялась из материалов разного цвета — часто по цветам можно было определить профессию. Кроме перечисленных носили еще петас и пилос, но эти головные уборы надевали только люди низшего сословия.
Их изготовляли из соломы, грубо выделанных войлока и кожи. Солдаты в походах надевали шлемы разных форм с гребнями и хвостами. Хвосты были из волос лошадей, яков или овец.
Кроме того, головы украшали венками. Ими награждали победителей спортивных соревнований (Олимпийских игр), выдающихся ораторов и актеров, полководцев и именитых, почетных граждан. Они были обязательным головным убором на пирах, шествиях, празднествах. Венки делали из цветов, веток, листьев.
Художественное сплетение должно было выделить самый красивый цветок, которому полагалось быть в центре. Так, например, полководец Алквиад появлялся перед согражданами на форуме всегда в венке из плюща и фиалок. Верили, что плющ спасает от опьянения.
Многие носили венки из пахучих трав, веток плюща, мирта, роз и дубовых листьев, а также веток тополя, сосны, олив, лавра. Часто растения в венках обозначали сан, заслуги, свидетельствовали о положении в обществе. Женщины при выходе из дома накрывали голову краем плаща. В жару надевали соломенные шляпы — долии, узорчатые мешки, чехлы, тканые платки. В торжественных случаях прическу покрывали вуалью, при этом закрывалась не только прическа, но и часть лица. Носили венки из мирта и лавра.
Украшения
В поэтических произведениях, дошедших до нас, часто описывались драгоценности царей или цариц, изящные и разнообразные. Ношение украшений требовало чувства меры. Не принято было богато одеваться повседневно, поэтому золотые и серебряные украшения надевались только на пиры или театральные представления.
Афинские ремесленники славились умением обрабатывать драгоценные камни, металлы, превращая их после длительной, кропотливой работы в совершенные произведения прикладного и ювелирного искусства. В отделке ювелирных изделий — колец, серег, аграфов, перстней, шпилек, булавок, застежек — преобладал орнамент с растительным мотивом. Мастера искусно передавали тонкость цветочных лепестков, распускавшихся бутонов. Любили вырезать крохотных птичек, бабочек, цикад, жуков.
В Древней Греции украшения носили, соблюдая известную сдержанность. Но постепенно драгоценности стали предметом щегольства, украшательства, демонстрацией богатства. Роскошь приняла небывалые размеры, никакие запреты и законы не могли урезонить модников, носивших по нескольку колец на каждом пальце.
К головным украшениям можно причислить обручи, сплетенные из золотых и серебряных нитей, сетки для волос, всевозможные ленты, а также сфендоны или стефаны — изящные украшения в виде серпа из драгоценных металлов. Они не только украшали изящные прически, но и служили им опорой. Более строгие в своем жизненном укладе спартанцы избегали носить украшения, а если надевали, то из простых металлов. Существовали законы, разрешавшие носить мужчинам определенное количество драгоценностей.
Косметика
В греческом обществе с возникновением специальных бань, салонов для ухода за телом к косметике стал проявляться повышенный интерес. Мужчины и женщины пользовались услугами специальных рабов — косметов, выполнявших различные косметические процедуры.
Строились специальные помещения, в которых косметы делали массажи, натирали тела клиентов маслами и ароматическими настоями. Косметические средства сохранялись в специальных кувшинчиках, сосудах. Особое значение придавали краскам. Существовали специальные порошки для подведения бровей и глаз.
Одно время употребление косметических средств перешло все границы. Ввиду этого правитель города Афин ввел ряд ограничений в области использования косметики. Но придерживались их слабо, несмотря на высмеивание поэтами и драматургами гречанок, злоупотреблявших косметикой. Во времена Перикла его подруга, а позднее жена, известная гетера Аспасия написала объемистый трактат о применении косметических средств.
Гречанки любили пользоваться ароматическими веществами, при этом прибегали к маленьким хитростям: в прическе прятали крошечные конусообразные пакетики, наполненные пахучей эссенцией из экстракта жасмина и козьего жира. Во время многочасовых представлений в театрах эссенция стекала каплями, распространялся запах жасмина.
Выдающийся врач Древней Греции Гиппократ (ок. 460 — ок. 370 гг. до н. э.), который по праву считается одним из основоположников античной медицины, в своих трудах уделял большое внимание косметике. Он составлял рецепты и мази, при помощи которых женщины пытались омолодить лицо, сгладить морщины, придать ему более свежий вид.
Его ученик Диокл прописывал мази для отбеливания или смягчения кожи. Позднее Критон в своем труде рекомендовал средства по уходу за волосами, их окрашиванию, по уходу за кожей лица, для подкраски его.
Экзомис, экзомида
Итак, если начать с куска ткани, минимального по размерам, то мы получим набедренную повязку, фартук. Увеличив этот кусок сообразно росту человека, можно получить следующую форму - экзомис, или экзомиду,- покров, прикрывающий торс. Бесформенный кусок грубой ткани, кожи, шкуры, скрепленный на левом плече завязкой из нитей ткани или лап шкуры, ремнем или сколотый аграфом (это высшая эстетическая ступень) и опоясанный на талии,- вот формула экзомиды. При этом, в зависимости от размера куска и фактуры ткани, одежда будет принимать и соответствующую форму, отражать состояние и назначение.
Просто грубая ткань, натянутая на торс, без складок, законченная неровным подолом вытянутых или обтрепанных нитей основы,- одежда раба. Так же сколотая ткань, но большего размера и потому собранная в простейшие складки - одеяние свободного человека, всадника, воина. Собранная и уложенная купой складок, дважды опоясанная с вытянутым напуском, который придает эстетическую значимость костюму,- экзомида с изображения скульптуры фриза Парфенона.
Экзомида может быть прикрыта плащом в соответствии со значением костюма: у раба - тот же кусок кожи, ткани, шкуры.
Норма складок определяется только искусными руками. Мы не смогли бы определить точно количество ткани - ведь люди разные не только по росту и объему, но разные и по отношению к прекрасному. Разный тип фигуры - и разное количество складок для получения одинакового количества прекрасного. В каждом отдельном случае и норма складок не канонизирована - она творится каждый день в каждом частном случае. Вот почему можно предположить, что определенно положенные складки вызывали желание закрепить их, чтобы сохранить очарование их линий.
"...Передать способ, сотню способов, какими такая одежда сочетается с телом, распределить складки платья и плаща на плече и груди, заставить их спадать на ноги, сделать напуск поясом, придать складкам определенное направление - вот что представляет огромные трудности! Малейшее движение конечностей или самого тела изменяет и направление складок. Но ваятели Греции радостно за них берутся, чувствуя, что они на пороге творческого открытия..."
Если мы вначале разделили греческую одежду по способу закрепления ее на теле, то теперь следует раздвинуть узкие границы и ввести еще одну, очень приблизительную классификацию (более привычную для современного понимания, чем в истинном значении) - деление на одежду нижнюю и верхнюю, что, еще раз повторяю, весьма относительно. Ведь гиматий надевается и на голое тело, и на хитон. Последний скорее будет второй одеждой и никак не нижней, ибо мы в этом значении употребляем понятие белья.
Хитон
Итак, следующим видом костюма назовем хитон - прямоугольный кусок ткани, сложенный пополам, так что линия сгиба ткани пройдет вдоль левого бока туловища. Хитон может быть открытым и закрытым. В последнем случае он сшивается сбоку. Если отогнуть верхний край хитона параллельно плечам, хитон примет более сложную форму и, будучи опоясанным, представит классическое одеяние женщин эпохи Гомера. Ткань такого хитона может быть украшена орнаментом в разных количествах, тем более что складок такая одежда не образует.
В таких одеждах на вазовой живописи изображаются служанки, участницы процессий . В такой одежде выступал хор греческого театра в 1938 году в Эпидавре. Но стоит прибавить количество ткани в ширину, как излишек ее образует складки, и хитон приобретает характер драпированной одежды, которая может быть короткой (спартанцы обоего пола, воины, юноши) и длинной (у женщин, мужей и старцев), с отворотом и опоясанной по талии, по бедрам и крест-накрест на груди. Последняя форма опоясывания, образуя подобие рукавов, являет пример ионического хитона. Подобный хитон представлен в скульптуре "Возничего из Дельф" и в скульптуре Эрмитажа "Эриния", в барельефе того же музея "Гибель ниобид" и т. д. Надо заметить, что наш Эрмитаж необыкновенно богат "одетой" античной скульптурой, но, к сожалению, она не часто репродуцируется.
Хитон плиссированный обязательно имел орнаментальную кайму по подолу . Отворот хитона мог создаваться самостоятельной тканью - отдельным куском и драпироваться на плечах, спускаясь каскадными складками вдоль груди .
Такая "накидка" могла состоять из двух полотнищ, и различные способы скалывания обеспечивали разнообразную конфигурацию складок, а сколотые на плечах края ткани образовывали ложный рукав. Хитоны, как дорический - простейший, так и ионический - сложный, скалывали из двух полотнищ, закрепляя их крючками на плечах и вдоль рук. Известно, что женщины иногда надевали два хитона, тогда последний (верхний) был значительно короче.
Современная сцена и экран накопили уже немалый опыт воссоздания хитонов, но в каждом случае художник для выявления эстетической подлинности прибегает к кажущемуся ему наиболее правильным решению. И несмотря на то что Леон Эзей оставил схемы, зарисовки и фотографии, которыми иллюстрированы все мировые издания истории костюмов, в каждом частном случае, как я уже говорила, ищется свое, наиболее оптимальное решение.
Отменно были сделаны хитоны для хора в "Антигоне" Пирейского театра. Скроенные (это не оговорка) из тарной ткани, плотные и гибкие, они имитировали греческую одежду способом, доступным для выявления хореографического единства рисунка движения хора. Рукава в действительности были пришиты к прямоугольнику верхней части хитона. Последний под поясом на талии был отрезным. Но все это, артистически исполненное, не вызывало чувства подделки, наоборот. С умом сконструированные, хитоны великолепно укладывались монументальными складками на плечах, ниспадали к земле, округло обрисовывали коленопреклоненные фигуры, вторя малейшему движению единого тела группы хора.
В современной практике формирования хитонов употребляется способ сборки ткани на плечах и по линии рук или плиссировка. Последний способ себя оправдывает, особенно если он выполняется не на прямом куске, а выкроенном по окружности (в просторечье "четверть солнца", "полусолнце").
Пеплос
Если прямоугольный кусок ткани по ширине (объему) и высоте значительно превышает размеры человеческой фигуры и при образовании покрова верхний край ткани будет отогнут до талии или до колена, сколотый на плечах кусок получит наименование пеплоса.
Пеплос - одеяние с отворотом, спускающимся на грудь и спину, прикрывающим плечи, в отличие от хитона с отворотом, при ношении которого плечи открываются. Последнее обстоятельство свидетельствует о единстве всех видоизменений одного куска ткани.
Как и у всех полотнищеобразных одежд, у пеплоса левый бок закрыт и открыт правый, кроме того случая, когда пеплос складывается из двух отдельных кусков. Запас ткани по ширине таков, что пеплос набирается могучими вертикальными складками, а отворот спускается от линии прикрепления на плече каскадом складок. Два или один напуска на талии или под грудью и на бедрах усложняют горизонтальной линией движения вертикалей, создавая сильное статичное впечатление. Недаром пеплос - официальная одежда Афины, могучей дочери царя Олимпа Зевса.
Пеплос может быть открытым и опоясанным, открытым с двух сторон - при хитоне снизу. Художник при оформлении главным образом руководствуется реализацией образа через форму костюма - отсюда он вправе регулировать массы складок и ткани по своему разумению. Так как пеплос соединяет в себе и функции верхней одежды - женщины Афин его надевали поверх хитона,- то вернемся в довершение обзора к плащам как одежде, завершающей костюм.
Гиматий
Итак, гиматий, или гиматион,- большой кусок ткани - плащ, в который укутывались, обвивая его вокруг тела различными способами. И если мы условимся называть гиматием любого размера кусок ткани, свободно обвитый или свободно свисающий с корпуса, это избавит нас от слепого следования классическим образцам и иконографии и даст художнику свободу в воспроизведении античного костюма.
Гиматий укрывал с головой, являясь одновременно одеялом и нередко единственной одеждой, хотя в обиходе на тело надевался хитон. Гиматий по длине мог быть до колен, до щиколотки, даже свисать до земли.
Гиматий у царей, архонтов (судей) и старейшин мог быть расшит узором, повторяющим фигурные изображения и элементы классического орнамента. Узорный гиматий предназначался для торжеств и находился на торсе в спокойном состоянии. Гиматий драпированный был лишен украшений, исключая кайму, ибо рисунок терялся в складках.
Женщины также кутались в гиматий, который мог быть более шарфообразным, чем плащи мужчин.
Хламида
Хламидой называется легкий плащ - кусок прямоугольной ткани, закрепленный узлом, застежкой, пряжкой - фибулой на правом плече или под подбородком. При правильном положении на теле он образует красивые каскадные складки. Края могут быть украшены орнаментом или полосой, а в углы вшиты грузики для поддержания линии складок. Хламиду надевали на обнаженное тело юноши спартиады (спартанцы), направляясь в палестру. Ею прикрывались воины и путники в походах. В идеальном случае белая, она в действительности имела естественные цвета шерсти и льна, из которых изготовлялась, хотя в древней Элладе уже умели окрашивать ткани.
В театре цвет находится в руках художника, который скован им только в случае традиционной символики. Пурпур - царский цвет, черный и голубой - траур. В некоторых областях Греции цвет траура был белый.
Хлена
Плащ хлена - плотная грубая ткань, упоминается в текстах как плащ зимний, одеяло, в которое кутались от холода. Так же называется обильно драпированный плащ. Плащ-хлена по размеру меньше гиматия, на одну треть отогнутый, застегивается на одном плече, проходя под левой рукой. В такую хлену задрапированы коры Парфенона, которые представляют собой образец разнообразия в однообразном способе управления тканью.
"Собрание этих статуй в музее на Акрополе,- пишет Боннар,- похоже на группу манекенов, приготовленных к показу со свободным и вольным выбором платьев, предназначенных для этого показа. Но выбрал их не случай, а художник. В типе Коры для него главное - изучение не анатомии, но сложной драпировки. Складки одежды бесконечно разнообразные в зависимости от материи, стиля туалета, той части тела, которую эта одежда прикрывает. Ее назначение состоит в том, чтобы угадать форму тела и вместе с тем прикрыть его.."
Плащи набрасывались на голову и мужчинами и особенно женщинами. Последние использовали как покрывала отворот пеплоса, спускавшийся на спину.
Что касается украшения головы, то по иконографии известны два рода шляп - соломенная с круглыми полями, одеваемая мужчинами и женщинами, и круглая войлочная шапочка, носимая на затылке мужчинами,- пилеус.
Чаще всего женщины и мужчины изображены с непокрытыми головами, с разнообразием красиво расположенных кудрей. На вазовой живописи изображены головные повязки и главным образом украшенные прически. В спектаклях греческих театров, которые гастролировали в нашей стране, и хор и персонажи всегда выступали с покрытой головой, и головные повязки, наколотые по прихоти художника, оставляли впечатление полной гармонии с драпировкой костюма. Сандалии и прически приводятся в иллюстрациях и в комментариях не нуждаются, тем более что мужские прически очень близки к тому, что последнее время украшает головы и лица мужчин Европы; то же самое относится и к женским волосам. Усложненные прически и убранство головы украшениями в трагедиях греческой классики неуместны, и если в созданных фильмах и спектаклях присутствуют, то толькр как укор вкусу художника и урон общему ключу представления. Зато в комедиях Аристофана, где образная сторона персонажа гротескна, такая форма украшений правомерна.
Мы не можем догадаться об истинной форме и применении того или иного вида прически. Но в греческой скульптуре, как правило, украшений нет, тогда как вазовая живопись изобилует примерами. Высокий вкус художников Эллады, очевидно, имел повод сохранять целомудренность в украшениях и обращаться за прекрасным к другому источнику - к разнообразию расположения групп волос в прическе.
В сценической трактовке костюмов мы наблюдаем и появление рукавов в хитонах - узких и длинных (Креонт в "Антигоне" в театре Эпидавра одет в длинный хитон с рукавами). Такая "неточность" не несет беды. Если в трактовке образа актеру нужно прикрыть руки - их оголение мешает какой-либо внутренней убежденности, рукава не будут заметны даже искушенному зрителю - вернее, он их примет как должное.
В костюмах спектаклей современных театров мы видим широкие пояса, поддерживающие тяжелую форму складок одежды.
Каждый спектакль, если он решен художником, понимающим и знающим античное искусство, всегда приносит что-либо новое в трактовку формы, и если это подлинное искусство, то оно может быть принято как школа античного театрального костюма. Ибо, еще раз повторим, античный костюм - это умение извлекать из его складок качества эстетические. Такая возможность безгранична, как безграничны фантазия и воображение, соприкоснувшиеся с искусством.
Древняя Греция занимала земли южной части Балканского полуострова. В поисках плодородных земель пришли сюда переселенцы из Азии, они смешались с коренным населением Древней Греции. Перейдя от первобытного строя к классовому, греки стали создавать небольшие города-государства — полисы.
По управлению они не были похожи на рабовладельческие деспотии Древнего Востока. Законодательным аппаратом Древней Греции было народное собрание. По сравнению с первобытно-общинным строем рабовладельческий был более прогрессивным. Ф. Энгельс писал в «Анти-Дюринге»: «…Без рабства не было бы греческого государства, греческого искусства и греческой науки; без рабства не было бы и Римской империи… введение рабства при тогдашних условиях было большим шагом вперед».
Наивысшего расцвета Древняя Греция достигла в период Афинского государства (V в. до н. э.). Имея хорошо обученное войско, Афины подчинили себе близлежащие земли. Вскоре афинское владычество распространилось на все области Балканского полуострова, Благоприятные природные условия, теплый климат, плодородные земли, близкое расположение городов от моря определили занятия всего греческого населения — мореплавание и торговля, земледелие и ремесла.
Греки справедливо считались умелыми, отважными мореплавателями. Торговые связи давали больше возможностей знакомиться с новыми землями, народами. По берегам Черного моря стали образовываться греческие колонии. Наряду с развитием мореплавания и торговли в V веке до нашей эры наступает расцвет греческой культуры.
«Золотой век» явился периодом создания шедевров в литературе и искусстве. Ансамбли храмов, дворцов, многочисленные скульптуры восхищают нас и сегодня. Темой многих произведений стало прославление гражданственности, мужества, доблести, патриотизма. Греческая культура, распространившаяся по побережью Средиземного моря, стала впоследствии основой всей европейской культуры. Искусство Древней Греции, ее эпос высоко ценили классики марксизма. Хотя искусство и было тесно связано с религиозным культом и мифологией, оно не было схематичным и отвлеченным.
Религиозные верования греков сочетались с мифологией, о которой арсенал греческого искусства, но и его почву» . Древние греки придавали большое значение как физическим, так и нравственным качествам. Грек — гражданин полиса обязан был принимать участие в спортивных состязаниях, военных походах, решении государственных вопросов на общественных собраниях.
Понятие о красоте древние греки связывали с нравственными качествами. Главным для них была гармония духа и тела. Прекрасный мужчина должен был сочетать в себе разумную силу, патриотизм, образованность, любовь к искусству. Он являлся как бы олицетворением мужества и доблести.
Скульптуры изображали богов как прекрасных людей, в которых воплотилось представление о красоте того времени. Все фигуры рослые, с хорошими пропорциями тела, правильными чертами лица. Таковы, например, Дорифор или Диодумен, Дискобол.
В женских скульптурных портретах художники также стремились воплотить идеальную красоту: стройные, высокие фигуры, лица с правильными чертами. В поэтических произведениях греки наделяли своих богинь золотыми волосами, голубыми глазами, матовой кожей. Таковы героини Гомера, Эсхила. Возможно, все эти качества должны были иметь и земные женщины, считавшиеся прекрасными.
О прическах Древней Греции можно судить по памятникам скульптуры, предметам прикладного искусства. Парикмахерское искусство было уже на высоком уровне. Процесс причесывания у древних греков был своеобразным церемониалом. Рабы-парикмахеры должны были не только быстро и умело причесать голову клиента, но и, как в архитектуре, скульптуре, соблюсти правила гармонии и эстетики. За нарушение пропорций неудачливый парикмахер сурово наказывался.
Причесывание, окрашивание волос, завивка производились хорошо обученными рабами. Каждый из них выполнял только одну определенную операцию. Эти процедуры были трудоемки и занимали массу времени. Возможно, поэтому в Древней Греции были усовершенствованы металлические стержни для завивки волос, получившие название каламис. Эти простейшие щипцы значительно отличались своей формой от щипцов нашего времени.
Считается, что в Древней Греции появились первые парикмахеры, которые по названию щипцов стали называться каламистрами. Рабы-каламистры ценились значительно дороже обычных рабов. Они пользовались расположением хозяев, им дозволялись некоторые вольности, которых были лишены другие рабы, исполнявшие работы по дому. Продавали их обычно редко.
От природы греки имели прямые, густые черные волосы. Вместе с тем в произведениях литературы и драматургии нередко воспевались златокудрые красавицы. Возможно, женщины изменяли природный цвет волос, прибегая к помощи щелочных составов. Для осветления волос пользовались также мелко помолотым рисом и мукой. В особо торжественных случаях прически осыпались золотым порошком. С развитием греческого общества прическа стала определять социальное положение человека.
В период архаики мужские прически отличались простотой линий и силуэтами походили на женские. Это были длинные пряди, завитые в спиральные локоны, или волосы, заплетенные в косы и уложенные в красивые низкие пучки. Часто волосы подбирались под ленту, которая охватывала всю голову.
Прически этого периода можно увидеть на скульптурах с Акрополя. Мужские прически делались из длинных, тщательно завитых волос, которые спадали на плечи и спину. Самой распространенной была прическа из кос, заплетенных за ушами. Косы в два ряда кольцом обвивали голову. При этом на лбу волосы укладывались в густую челку из мелких кольцеобразных или серповидных локонов.
Древнегреческие мастера, обладая большим вкусом и чувством гармонии, создавали свои прически всегда с учетом возраста, особенностей лица и фигуры. Другой распространенной мужской прической была густая грива из завитых волос. Локоны располагались красивыми вертикальными рядами.
В V — IV веках до нашей эры эти прически постепенно исчезли. Их место заняли аккуратные маленькие прически из подстриженных, крупно завитых кудрей. Четкие линии локонов обрисовывали силуэт головы. Эти прически не отличались разнообразием, все они были изящно выполнены из коротких волос.
Различными были лишь виды завивки, так как в это время ей уделялось большое внимание. Завивка делалась горячим и холодным способами. Техника исполнения причесок все время совершенствовалась. В прическах могли сочетаться разные виды локонов — кольцеобразные, спиральные, трубчатые, типа черепицы.
В период расцвета Афинского государства мужские прически постепенно приобретают налет вычурности и изнеженности, появляется некоторая женственность. Примером такой сложной прически может служить прическа Аполлона Бельведерского скульптора Леохара. Прическа является подлинным произведением искусства: она сделана из завитых длинных прядей, уложенных надо лбом изящным, легким бантом. Впоследствии эта прическа получила наименование «бант Аполлона», но имеется еще одно название — «цикада», так как бант из волос был похож на легкие крылышки цикады.
Существовало множество других причесок, выполненных из завитых локонов и уложенных плотными рядами. Большую популярность получила прическа из коротких волос «Александр Македонский». Волосы подстригались «лестничками», завивались свободно и красиво укладывались по голове. Во все времена в дополнение к прическе мужчины носили большие бороды, обрамлявшие нижнюю челюсть. Бороды аккуратно подстригали и подвивали щипцами, придавая им разнообразную форму.
Но самой распространенной формой была коническая, при этом волосы I бороды завивались крупными спиралями или мелкими кольцеобразными локонами на самых концах. Часто бороды пропитывали ароматическими маслами. На пирах бороды обсыпали мукой из толченых бобов, мелом, мелко измельченными травами.
Бороду носили скорее греческие граждане, достигшие зрелости. В Древней Греции идеалом красоты, примером для подражания считался человек совершенный в духовном и физическом развитии, таким был выдающийся полководец Александр Македонский (356—323 гг. до н. э.). Он носил красивую прическу из легко завитых полудлинных волос с типичным для нее симметричным пробором — фрагисом. Александр Македонский стал образцом для многих политиков, при жизни его обожествляли в поэзии, слагали легенды.
Скульптор Лисипп создал многочисленные портреты Александра — на них его внешность передана более достоверно, чем у других скульпторов. На мозаике Александр Македонский изображен двадцатитрехлетним юношей с бакенбардами, переходящими в легкую полоску бороды. Вскоре он сбрил бороду.
Александр Македонский был первым греком, не носившим бороды. Многие мужчины стали подражать ему. В армии воинов обязывали бриться, чтобы лишить противника возможности хватить за бороду. С этого времени увеличилась работа брадобреев. Со времени правления Александра Македонского в Греции бород уже не носили — исключение составляли философы, ученые.
Женские прически с самого своего появления были просты. Скромные и четкие очертания пучков и узлов преобладали в прическах всех слоев женского населения. Прически периода архаики, с туго уложенными прядями на затылке, получили большое распространение; они покрывались тканью, иногда на волосы надевали мешочек. Эту прическу называли «прической гетеры» - со временем она усложнилась, стала делаться из завитых волос с применением каркаса.
Пучок имел конусообразную форму. Эта прическа стала самой распространенной, имела много вариантов, получив название «греческий узел», а впоследствии, когда узел крепился на шее более низко,— каримбос. Эта прическа считалась классической в Древней Греции, но время и вкусы вносили в нее некоторые изменения: виды завивки были различны, узел то приподнимался над шеей, то опускался. Появилась прическа «лампадион», напоминавшая по форме языки пламени.
В женских прическах, так же как и в мужских, обязательным считалось сокрытие природной линии лба. Поэтому все низко «шторками» на лоб. Женщины, как и мужчины, носили прическу типа «бант Аполлона»,— изяществом и выполнением она нисколько не отличалась от мужской.
Оригинальную, «дынеобразную» прическу ввела в моду в середине V века до нашей эры вторая жена Перикла — Аспасия. Прическа делалась из завитых волос, которые укладывались крупными объемными вертикальными дольками ото лба до затылка, и перевязывалась двумя лентами. Гетера Фрина носила прическу высокую — из завитых волос, с бантом на темени. Красавица Фрина позировала известным художникам, скульпторам. Пракситель создал скульптурный портрет Фрины из белого мрамора.
В начале V века до нашей эры среди молодых женщин была распространена прическа из полудлинных завитых волос. Выстригали челку, спускавшуюся до середины лба. Дополнением этой прически был тонкий металлический обруч—филле; он не только декорировал прическу, но и скреплял волосы, поддерживал завитые пряди на темени. Перевязывали волосы и позолоченным кожаным ремешком.
Молодые девушки носили распущенные волосы. Прически молодежи во все времена были значительно короче, но процесс причесывания от этого не сокращался. Если в период архаики распущенные волосы считались признаком женственности, молодости, то в поздние времена (классики и эллинизма) ношение свободных, неубранных волос стали разрешать только жрицам. Для торжественных случаев и пиров прически делались по несколько часов, посыпались порошком из трав, семян, придававших волосам золотистый оттенок.
Роспись на вазе «Пелике с ласточкой» наглядно представляет прически мужчин трех возрастов — мальчика, юноши и взрослого мужчины. Судя по изображению, прически всех троих выполнены очень аккуратно, волосы надо лбом уложены в ровную, прямую челку. У мужчины завитая борода конической формы.
Скульптуры, изображающие спортсменов, позволяют судить о так называемых «спортивных» прическах. Скульптура Мирона — «Дискобол» (ок. 450 г. до н. э.). Прическа юноши изящна — волосы коротко подстрижены и завиты. Серпообразные завитки плотно прилегают один к другому, на лбу густая, ровная челка.
Скульптура Поликлета — «Дорифор» (около 440 г. до и. э.). Прическа этого спортсмена несколько иная: волосы также коротко подстрижены и аккуратно завиты, но они разделены на прямой пробор. Фрагмент скульптуры Фидия с западного фронтона храма Зевса («Торс Аполлона», 460—450 гг. до н. э.) являет образец парикмахерского искусства. Волосы завиты, уложены ровными прядями, концы прядей завиты в тугие кольцеобразные локоны. Кольца ровно обрамляют лицо, закрывая до половины лоб. Ухо остается открытым. По всей голове повязана тонкая лента, или, скорее, ременный шнур,— возможно, под него забраны длинные волосяные пряди на затылке.
Женские прически могут быть рассмотрены на стенной росписи более позднего времени «Придворные дамы» из Кносского дворца. У трех дам волосы плотной массой уложены в пучок, который, возвышаясь на макушке, понижается к затылку и постепенно переходит в толстую прядь, спускающуюся на спину.
Над переносьем свисает небольшой штопорообразный локон. Лоб покрывают похожие на запятые локоны, образующие оригинальную челку. На щеки около ушей спускаются длинные змеевидные локоны. Вся прическа богато убрана разного рода украшениями. На лбу плоская неширокая диадема; пучки перевиты нитями бус, орнаментированными украшениями; на вершине пучка укреплена металлическая крохотная башенка, от нее расходятся гирлянды украшений.
В конце IV и в I веке до нашей эры распространяется ношение париков. Большая потребность в париках заставила правителей создать на маленьком острове Лесбос специальные мастерские для их изготовления. Тонко и тщательно выполненные изделия древних мастеров парикмахерского искусства быстро стали предметом продажи на рынках не только Древней Греции, но и многих других стран.
Стоимость париков была так велика, что они покупались лишь богатыми гражданами. Состоятельные люди должны были иметь по нескольку париков, для разных случаев. Парики различались не только по цветам, но и по времени дня, года.
Самыми популярными были светлые парики, изготовляемые из натуральных женских волос, затем — парики с пепельным отливом.
Эстетический идеал древних греков особенно проявился в их одежде. Основой костюма была свободно падающая драпировка. Все граждане с юношеских лет должны были уметь красиво носить одежду. Костюмы древних греков изготовлялись из льна, шерсти, украшались орнаментом с растительными или геометрическими мотивами. Мужчины носили рубашки — хитоны, а также надевали плащ - хламиду.
Длина хитона могла быть различной, но обычно — до колен. На талии завязывали пояс, образуя напуск. Хитон скалывали пряжками — фибулами. Женская одежда была подобна мужской. Это были те же хитоны, но более декорированные. Хитоны на плечах скреплялись пряжками, на талии подпоясывались, образуя напуск. Женщины Спарты носили пеплос — род хитона с каймой по краям.
Мужской и женский костюм Древней Греции
В VII — I веках до н. э. в южной части Балканского полуострова расцвела замечательная культура Древней Греции.
Политическое устройство Греции резко отличалось от восточных деспотий древнего мира. Его основы — демократия (управление народного собрания) и рабовладельческий строй.
Греческое искусство носило реалистический характер. Сознание ценности и красоты человеческой личности, вера в безграничные творческие способности человека, простота и ясность художественного языка, правдивое отражение действительности — таковы основные черты, благодаря которым античное искусство имело огромное значение для всей европейской культуры в будущем.
Впервые в истории человечества в основе эстетическoгo идеала красоты человека лежит гармония духа и тела. Патриотизм, высокое гражданское сознание, развитый умственный кругозор и нравственный багаж должны сочетаться с физической красотой: сильным тренированным телом, пропорциям которого уделяется много внимания в трудах мыслителей, художников и поэтов.
Идеал атлета-гражданина воплощен греческим художником Поликлетом в бронзовой статуе «Дорифор» («Копьеносец»). Скульптор написал теоретический трактат «Канон», в котором изложил свои взгляды на наиболее гармоничные пропорции человеческой фигуры. За единицу измерения была принята длина тела человека, где голова составляет одну седьмую ее часть.
Несмотря на ограниченные права женщины в греческом обществе, женские образы в искусстве также отражают идеал разносторонне развитой, здоровой, цельной личности. Такова, например, статуя богини Афродиты, известная под названием Венеры Милосской. Красоту лица богини составляют правильные прямые линии носа и подбородка, невысокий лоб, обрамленный короткими завитками волос с прямым пробором. Большие выпуклые глаза подчеркнуты округлой линией бровей.
По окраске древнегреческих статуй и описаниям героев литературных произведений можно судить о том, что древние греки предпочитали светлый колорит — златокудрые волосы, голубые глаза, светлую кожу.
Греческий костюм больше, чем костюм любого другого народа, связан с выражением эстетического общественного идеала. Благородную простоту и достойную осанку, развитые формы тренированного тела, гармоничные пропорции, динамизм и свободу движений прекрасно выявляла драпировка — основа античного греческого костюма. Прямоугольный кусок ткани различной длины и ширины, драпируясь на теле, подчеркивал гармонию тела и одежды.
Пластика драпировки и осанка фигуры ценились гораздо выше стоимости ткани и красоты орнамента.
Ритм, расположение и форма складок, драпировок диктовались основной архитектурной формой эпохи: высокой мощной каннелированной колонной дорического ордера. Они же должны были наиболее эффектно подчеркивать движения человеческого тела. «Драпировка оживляет мертвую ткань, придавая эстетическую цельность фигуре. Складки, в свою очередь, аккомпанируя движению тела, свисают с рук, окутывая округлости, и плавно обволакивают статичное тело. Застывшие в мгновении покоя, они начинают двигаться вместе с телом, выявляя движение в большом или малом напряжении его» (Захаржевская Р.В.). Одновременное ношение двух одежд создавало ясно выраженную гармонию ритмов, объединяющую ансамбль.
Для своей одежды греки использовали мягкие, эластичные, прекрасно драпирующиеся ткани.
Ткани ткали ручным способом на вертикальном станке шириной до двух метров. Искусство ткачества ценилось очень высоко. Согласно мифологии все богини Олимпа и другие героини были искусными ткачихами, состязались между собой в этом ремесле.
Волокнистый состав греческих тканей — шерсть или лен. К хлопку греки отнеслись с удивлением, увидев его впервые в Индии во время похода Александра Македонского: они называли его «шерстью дерева», Основной интерес греков привлекала не конструктивная, а живописно-пластическая сторона костюма. Ткани с рисунком, распространенные в период греческой архаики, в классический период (V — IV вв. до н. э.) были вытеснены одноцветными синими, красными, пурпурными, зелеными, желтыми, коричневыми и особенно белыми тканями. Черный цвет не использовался в греческом костюме. Траурные цвета — серый и коричневый.
Одноцветные ткани украшались каймой вышивки, аппликации или раскраски. Узоры орнамента связаны с природой, носят стилизованный геометрический или растительный характер, Это — меандр, критская волна, пальметта. Орнамент ритмичен, раппорт строится по горизонтали. В сочетании с вертикальным направлением линий драпировки это делает складки особенно четкими и выразительными, подчеркивает красоту и пластику движений.
Мужской костюм
Мужская одежда состояла из двух частей: хитона и гиматия. В соответствии с нашими представлениями хитон был нижней одеждой. Чаще всего его изготовляли из куска шерстяной или льняной ткани, сложенной по вертикали вдоль левого бока туловища и скрепленной на плечах двумя пряжками — фибулами. Хитон могли сшивать по боку или оставлять с одной стороны открытым. Длина хитона могла быть различной, но чаще всего доходила до коленей. По талии завязывали пояс, образуя напуск.
Самой распространенной верхней одеждой был гиматий — прямоугольный кусок шерстяной ткани размером 1.7x4 м, драпировавшийся вокруг фигуры различными способами. Один из применяемых способов драпировки был такой: «один конец ткани, слегка задрапированный или заложенный в складки, спускали с левого плеча на грудь. Оставшуюся ткань располагали на спине и пропускали под правую руку, оставляя руку свободной, и, уложив ткань красивыми складками, перебрасывали через левое плечо на спину». Чтобы ткань не соскальзывала, сзади зашивали груз — кусочки свинца. При драпировке гиматия другими способами могли быть закрыты обе руки или одна правая рука.
В Спарте шерстяной гиматий носили прямо на теле без хитона.
Еще одним видом плаща была хламида — прямоугольный кусок плотной шерстяной ткани, который набрасывали на плечи и скрепляли на одном плече или на груди фибулой. Военачальники носили хламиды пурпурного цвета.
Одежда ремесленников и рабов обычно состояла из грубого шерстяного хитона или набедренной повязки.
Обувь греков повторяла форму ступни; изготовлялась на пробковой или веревочной подошве, с ремешками, переплетавшимися на икрах. Так же как и в других странах древнего мира, носила ее только знать. Декоративное значение сандалий в костюме повышалось благодаря использованию цветной, золоченой кожи, украшенной металлическими бляшками и расшитой жемчугом.
Головные уборы носили в основном в непогоду или во время путешествий. Круглая фетровая шляпа с полями и низкой тульей — наиболее распространенный головной убор. Ее носили также на ремешке отброшенной за плечи.
В классический период мужчины носили короткие волосы, круглую бородку и усы. Юноши брили лицо, у них были длинные завитые локоны, подхваченные обручем. Греки считали бороду достоинством мужчины. Скульпторы изображали великих людей с молодым лицом, возраст же подчеркивали бородой.
Женский костюм
Женская одежда, как и мужская, состояла из хитона и гиматия, но была значительно красочнее и разнообразнее.
Женский хитон представлял по силуэту стройный вытянутый прямоугольник, в котором длина верхней части относилась к нижней по принципу классического «золотого сечения» (3:5).
Отличительной особенностью женского хитона раннего времени (хитона дорического) является отворот его верхнего края, так называемый диплоидий. Он играл большую декоративную роль в костюме, украшался вышивкой, аппликацией, расписным орнаментом, мог выполняться из ткани другого цвета. Длина отворота могла быть различной: до груди, бедер, коленей. В зависимости от соотношения длины диплоидия и других частей хитона создавались определенные пропорции фигуры.
Так же, как и мужской, женский хитон скреплялся на плечах фибулами — пряжками и подпоясывался с напуском — колпосом. Более поздний ионический хитон из очень тонкой мягкой ткани обильно драпировался и опоясывался по талии, бедрам и крестообразно на груди. Благодаря большой его ширине создавалось подобие рукавов.
Спартанки носили хитон — пеплос; его правые боковые срезы оставляли несшитыми и украшали каймой из орнамента и драпировкой. В пеплос одеты знатные девушки Афин, изображенные в торжественной процессии на восточном фризе Парфенона греческим скульптором Фидием.
Верхней одеждой гречанок был гиматий, который драпировался различными способами. Женский гиматий был меньше мужского, но гораздо богаче орнаментирован.
В романе ученого-палеонтолога и писателя И. Ефремова «Таис Афинская» имеется интересное описание цветового решения костюма гречанки: «Тончайший ионийский хитон Наннион прикрыла синим, вышитым золотом химатионом с обычным бордюром из крючковидных стилизованных волн по нижнему краю. По восточной моде химатион гетеры был наброшен на ее правое плечо и через спину подхвачен пряжкой на левом боку. Таис была одета розовой прозрачной, поставленной из Персии или Индии тканью хитона, собранного в мягкие складки и зашпиленного на плечах пятью серебряными булавками. Серый химатион с каймой из синих нарциссов окутывал ее от пояса до щиколоток маленьких ног, одетых в сандалии с узкими посеребренными ремешками».
Обувь гречанок — сандалии различных форм, нарядные, из кожи ярких расцветок, украшенные золотом и серебром.
Головные уборы гречанки носили редко, прикрываясь в непогоду верхним краем гиматия или хламиды. Танагрские статуэтки изображают девушек в круглых соломенных шляпах.
Прически гречанки делали из длинных и коротких волос. Греческий узел сохранился и в наши дни. Это расчесанные на прямой пробор волосы, завитые волнами, низко спущенные на лоб (между бровями и волосами расстояние не больше ширины двух пальцев) и вдоль щек, сзади приподнятые и уложенные узлом на затылке.
Короткие стрижки украшали обручем или лентой.
Украшениями к прическе были также сетки из золоченых шнуров, диадемы, шпильки, гребни.
Дополнениями к костюму служили зонтик от солнца и веер в виде листа.
В античной Греции было высоко развито ювелирное искусство, представленное в женском костюме металлическим литьем, филигранью, гравировкой. Это — серьги, ожерелья, интальи, камеи, пряжки, браслеты, перстни, диадемы из золота или серебра с драгоценными камнями и чеканным узором орнамента.
Костюм женщин бедных слоев общества по силуэту и формам повторял костюм женщин знати, имел традиционные драпировки, но был меньшего объема, из дешевых тканей, без дорогих декоративных украшений. Рабыни носили костюм своей родины.
В Древней Греции калокагатия была одним из основных понятий античной эстетики, обозначающим гармонию внешнего и внутреннего, которая является условием красоты человека. Калокагатия была основой греческой культуры и конечной целью афинской воспитательной системы.
Крупный исследователь античной культуры А.Ф. Лосев отмечал, что калокагатия – это сфера, где сливаются и отождествляются стихии души и тела. Возникает бытие, которое есть настолько же душа, насколько и тело.
Таким образом, калокагатия в человеке подразумевает гармоническое интеллектуальное и физическое развитие, сочетание всевозможных оттенков красоты внутренней и внешней, необходимость совершенствовать своё тело, а также стремиться к тому, чтобы в красивом, здоровом теле был здоровый дух.
Костюм и вооружение греков в Поздний период
Копья в историческое время были различной длины; так, например, в войске Ксенофонта легковооруженные носили по несколько дротиков, длиной около 5 футов, с ремнем, прикрепленным посредине. При бросании воин накручивал сложенный вдвое ремень на копье и потом, продевши оба передних пальца правой руки в образовавшуюся петлю ремня, с размаху пускал копье, которому таким образом сообщалось не только прямолинейное, но вместе и спиральное движение, как при теперешних нарезных ружьях.
Копья тяжеловооруженных обыкновенно имели в длину около 8 футов; острие их было длиной около 7 пальцев. Самыми же длинными были копья у тяжеловооруженных в македонской фаланге ("сариссы"). В первое время они были в 16, а потом в 14 локтей (т. е. 24 и 21 фут), причем 4 локтя приходилось на ту часть копья, которую держали руками, и на заднюю противовесную часть.
Во время атаки воин брал сариссу левой рукой спереди, а правой ближе к заднему концу, и держал ее, таким образом, на 10 локтей перед собой; сариссы каждого из следующих рядов, чем дальше назад, тем меньше (на два локтя) выдавались впереди фаланги; сариссы пятого ряда выдавались уже только на два локтя. Воины остальных 11 рядов (если фаланга состояла из 16) держали свои копья в наклонном пололсении над плечами передних товарищей. Короче были копья македонской конницы.
Что касается меча, то Ификрат (известный афинский военный организатор 414—350 гг. до н. э.) ввел для пелтастов более длинный меч, оставив прежний у гоплитов. Часто упоминается еще так называемый лакедемонский меч; острая сторона клинка этого меча была несколько вогнута, тупая же сторона делалась широкой и прямой. Этим мечом можно было только рубить, а не колоть, как вообще древними мечами. Ножны его, как кажется, были прямые.
Палица в историческое время не встречается в Греции, разве только в виде исключения, например, как вооружение телохранителей Пизистрата; но мы находим ее еще в войске Ксеркса и потом опять в большом употреблении в средние века. Также нет секиры, на произведениях пластического искусства ею вооружены только амазонки и персы (в средние века она опять в употреблении).
Лук хотя и занял почетное место в вооружении исторического времени, но особенно широкого употребления не получил (исключая наемных легковооруженных войск). В войске Александра лучники составляли особый род войска; особенно искусными лучниками считались критяне, а из варваров скифы и парфяне. Праща была в употреблении только у некоторых греческих племен, именно: у акарян, ахеян и жителей островов Рода и Мела.
Интересные сведения о ловкости греческих пращников сообщает Т. Тивий. Для бросания из пращи, кроме круглых голышей, обыкновенно употреблялись куски свинца, несколько меньше куриного яйца, имевшие на себе известного рода клейма.
Что касается оборонительного оружия, то шлем в историческое время не подвергся существенным переменам, но много выиграл со стороны отделки, которая часто бывала в высшей степени изящна. Налобник, нащечники и назатыльник делались с выпуклыми изображениями. Гребень, который часто дугообразно спускался назад до самой шеи, украшался султаном из конских волос, иногда целыми хвостами из разноцветных перьев; иногда он бывал даже тройной.
Шлемы всевозможных форм встречаем на вазах, монетах, статуях Афины, Ареса и т. д.
Панцирь исторического времени был легче и более искусной работы, чем в героические времена; обе половины для более удобного надевания были соединены с правой стороны особого рода крючками. Панцирь носили, как и у римлян, полководцы и более важные офицеры. Изображение его мы находим на статуе Бальбы в Геркулануме.
Старинный фартук теперь заменили плетенки из ремней в несколько слоев; ими же защищались плечи и руки. Иногда панцирь делался из кожи и выкладывался бронзовыми листами или покрывался металлическими или костяными чешуйками, откуда и название такого панциря — чешуйчатый или, если чешуя имела форму змеиных чешуи, — змейчатый. Полотняный панцирь, о котором мы упомянули, вошел в употребление у греков только во времена Ификрата.
Щит, как видно из рисунков на вазах, и в историческое время удержал свою древнюю форму. Изображения на щитах, начало которых мы видим и прежде (так, например, на щите Идоменея изображен петух, на щите Тидея — кабан, Полиника — лев, Менелая — змея), получили теперь большее значение и почти всегда служат знаком отличия воина и указанием его происхождения.
Благодаря этому после персидских войн развился обычай обозначать щиты начальными буквами (так на щитах сикионцев стоит Σ, на мессенских М, на лакедемонских V, старая форма λ) и далее девизами воинов.
Возникшая после персидских войн легковооруженная пехота имела щит меньшего размера, так называемый пельта, длиной в 2 фуга, деревянный или сплетенный из ивовых прутьев и обтянутый колеей. Этот щит, как и самый род вооруженного им войска, говорят, фракийского происхождения. Форму давали ему различную; чаще всего встречается этот щит с двойной серповидной выемкой сверху; на памятниках, представляющих амазонок, он имеет овальную форму с небольшой выемкой сбоку.
В древнейшее время герой выезжал на бой на легкой низкой колеснице, имея при себе возницу, правившего лошадьми. С развитием конного искусства греки перестали употреблять в битвах колесницу: она оставалась в употреблении только у варварских народов, как, например, у персов, которые, как известно из Анабазиса Ксенофонта, имели в своем войске колесницы, вооруженные косами.
Впрочем, в ипподроме при ристаниях древняя легкая колесница с небольшими изменениями употреблялась до самых поздних времен и перешла отсюда и в римский цирк. Боевая колесница была на двух колесах, около 30 дюймов в диаметре. Колесо имело 8 спиц, по две выходящих из ступицы к четырем косякам, а на окружности металлический обод.
Кузов колесницы состоял из дощатого дна и перил, которые, достигая колен стоящего на колеснице, шли с боков и полукругом спереди; задняя же часть колесницы оставалась открытой. Перила часто состояли из вертикальных столбиков, переплетенных гибкими прутьями, а вверху соединялись ободом из согнутого дерева (например из толстых прутьев дикой смоковницы), часто далеко выдающимся назад; иногда кузов состоял из одного лишь обода, соединенного посредством вертикальных столбиков с дном колесницы.
В передней части колесницы выдавался в виде скобы еще другой обод, к которому возница привязывал при случае вожжи. На такой колеснице можно было только стоять, так как сиденья в ней не было. К переднему концу дышла прикреплялось ремнями ярмо, состоявшее из двух дуг, соединенных перекладинкой; дуги эти шли через шеи дышельных коней и держались при помощи крепких ремней, обхватывавших грудь коня.
Главное отличие способа древней запряжки от нашей состоит в том, что лошади тащили колесницу не за постромки, а только за дышло при помощи ярма, как это и теперь еще можно встретить в упряжи волов, и, кроме того, кони не были соединены между собою.
Для взнуздывания лошадей употребляли узду.
Конных сражений Гомер не знает, хотя езда верхом в те времена была известна. Когда впервые греками в бою была употреблена конница, трудно, решить, но едва ли раньше персидских войн, именно до битв марафонской и платейской.
Приспособление коня для езды верхом было гораздо проще нашего: седла не было, а только потник, привязанный подпругой; не было ни стремян, ни подков. Для защиты от стрел и копий лошади имели металлические бляхи и панцири на лбу (налобник), на груди (нагрудник) и на боках (набедренники).