А что было бы, если бы часы шли задом наперёд?
Загадочная история Бенджамина Баттона
[реклама вместо картинки]
Фильм о мужчине, который родился в возрасте 80-ти лет, а затем… начал молодеть. Этот человек, как и каждый из нас, не мог остановить время. Его путь в ХХI век, берущий свое начало в Новом Орлеане в 1918-м году в самом конце Первой Мировой войны, будет столь необычен, что вряд ли мог иметь место в жизни кого-либо другого. Фильм повествует о судьбе уникального человека, о людях и событиях, что ждут его впереди, о любви, которую он обретет и потеряет, о радостях жизни и грусти потерь и о том, что остается с нами вне времени.
Интересные факты:
Свернутый текст
В разное время над сценарием поочередно работали Рон Ховард, Спайк Джонз и Стивен Спилберг.
Это третья совместная работа Питта и Финчера.
В 1990-х Стивен Спилберг должен был поставить картину, а Том Круз – сыграть главную роль.
Рэйчел Уайс отклонила предложение сыграть Дэйзи из-за занятости на других проектах.
В основе фильма лежит небольшой рассказ Ф. Скотта Фицджеральда.
«Загадочная история Бенджамина Баттона» стала вторым фильмом после «Дежа Вю» (2006), съёмки которого проходили в Новом Орлеане после урагана Катрина.
Разработка проекта началась еще в 1994 году.
Съёмочный период составил 150 дней, не учитывая времени, потраченного на создание визуальных эффектов по «омолаживанию» Брэда Питта.
По слухам, в мае 2004 году Дэвид Финчер согласился поставить картину. Данный слух был подтвержден спустя тринадцать месяцев.
Дэнни Бойл отложил съёмки «Solomon Grundy», так как, по его словам, сюжеты обоих картин очень похожи друг на друга.
Изначально фильм должен был выйти на экраны в мае 2008 года.
В 1998 году Рон Ховард собирался поставить картину, а Джон Траволта должен был сыграть главную роль.
По словам Брэда Питта, он проводил в кресле гримеров до пяти часов, чтобы перевоплотиться в своего героя.
Изначально действие фильма должно было происходить в Балтиморе. Дэвид Финчер и Эрик Рот сменили место действия на Новый Орлеан, т.к. студия получила значительные налоговые льготы при съёмках фильма.
Шесть из семи историй про попадание молнии идут в черно-белом изображении.
Это – первый фильм Дэвида Финчера, получивший рейтинг PG-13.
Парусная лодка Бенджамина называется «Button Up».
Тарсем Синх снял сцены, где действие происходит в Индии и Камбодже.
Фильм запрещен к показу в Бутане.
Мотоцикл Бенджамина – «650cc Triumph T110».
Внешний вид Бенджамина Баттона в детстве (в первой трети фильма) напоминает болезнь Гетчинсона-Гилфорда, при которой больные выглядят намного старше своего возраста.
Действие фильма частично происходит в прифронтовом Мурманске, который в годы войны подвергался тяжёлым авианалётам и был сильно разрушен. Однако в фильме не слышно ни одного взрыва, не видно разрушений и дыма пожаров, не объявляются воздушные тревоги. В городе отсутствует светомаскировка — работает даже уличное освещение.
Помимо Брэда Питта, роль Бенджамина Баттона также сыграли: Питер Бадаламенти (1928—1931), Роберт Тауэрс (1932—1934), Том Эверетт (1935—1937), Спэнсер Дэниэлс (12-летний Бенджамин), Чандлер Кантербэри (8-летний Бенджамин) и Чарли Генри Уилсон (6-летний Бенджамин).
Голова старого Бенджамина Баттона была полностью сделана на компьютере.
Рецензия Анатолия Ющенко (очень уж мне глянулась)
Свернутый текст
Время прощания
Забегая вперед, нельзя не заметить, что «Загадочная история Бенджамина Баттона» — это плавный переход кино на следующий виток эволюции. Дэвид Финчер словно альпинист, водружающий символический флажок в непреодолимую вершину жанра, достиг той высоты, которую, кажется, уже никто не превзойдет. И сложно даже представить, как в дальнейшем впечатленные действом и ищущие оправдания за собственную беспомощность кинематографисты будут давиться приступами зависти, традиционно жалуясь при этом на извечно бастующих сценаристов и мировой финансовый кризис. Вне всякого сомнения, эта картина вызовет всплеск эмоций, но важно выявить для себя лишь две простейшие истины. Все сто лет существования Голливуд стремился к созданию иллюзий, реалистичных не меньше самой реальности, и Дэвид Финчер, гениально экранизировавший интереснейшую из них, не только эффектно утер нос всему кино-мейнстриму разом, но и воскресил практически забытое понятие магии в кино.
В основу повествования легла коротенькая новелла Фрэнсиса Скотта Фицджеральда, которая в свою очередь родилась из реплики Марка Твена «Жизнь была бы куда лучше, если бы мы рождались в возрасте 80 лет и постепенно приближались к своему восемнадцатилетию». Финчер позаимствовал из текста лишь концепцию рассказа, где жизнь протекает задом наперед, и, технически оживив метаморфозы обратного старения, добился феноменального результата. Он будто часовщик, выверил картину по секундам, совершенно точно представляя, какой эффект она будет производить на зрителя. Как результат, по мере просмотра возникает впечатление, что постепенно молодеешь вместе с героем Брэда Питта, который сумел передать непростую палитру оттенков каждого этапа, прожитого его персонажем, с мудростью, достойной отдельной статуэтки «Оскар».
Лента неуловимо и подсознательно возвращает зрителя в детство, рождает аллюзии с самым первым знакомством с кино, когда оно вопреки всему, удивляло и восхищало. Повествование строится на замечательных в своей органичности эпизодах, доказывающих особую осмысленность работы Финчера, для которого было необычайно важно снять картину с позиции перфекциониста, выражающего сюжетную эмоциональность не словами, не лицами актеров, а исключительно картинкой.
В «Баттоне» зрителя постоянно отсылают к печальному созерцанию оживших старых и выцветших фотографий, в которых создатели образно и вручную раскрасили каждую деталь. Безусловно, поражает воображение и сказочно омолодившаяся Кейт Бланшетт, выплясывающая неописуемые пируэты в бельведере — вызывает абсолютное восхищение сцена, в которой камера поставлена так, что открывается, казалось бы, издевательски простой ракурс, но традиционный балет превращается в ожившую музыкальную шкатулку. Благодаря подобным приемам картина оказывается тем самым случаем, когда руками лучше не трогать — боязно. Ибо в каждом кадре ощущается едва уловимая хрупкость, словно имеешь дело не с фильмом, а с чужим сном, волшебным образом перенесенным на пленку.
С каждым кадром нарастает чувство необратимости и даже обреченности, и нельзя не вспомнить одного творческого садиста, который закончил свой эффектный фильм унылыми словами: «Время разрушает все».
Финчер, пребывая какой-то мере в заложниках довольно схематичного сценария, к счастью, не скатился до подобной банальности, ибо его трепетное отношение к жизни априори не укладывается в типовой временной отрезок. Его обманчиво громоздкая картина предметом изучения выбирает не время даже, а его производные: история движется к концу, а для кого-то — к началу, а фильм в натуралистичных подробностях рассказывает о чередующихся случайностях, сформированных в бренное существование. О трогательной неуловимости момента, порой являющегося фатальным в чьей-либо судьбе, о неизменно глупой молодости, непременно мудрой зрелости, неизбежности смерти и, конечно же, о вечной жизни настоящей любви.
Разумеется, Дэвид Финчер — не первый режиссер, который попытался отразить все экзистенциальные тонкости в формате развлекательного кино. Другое дело, что он — единственный, кто убедил, что подобное действительно возможно.
Взято www.filmz.ru
Награды
Свернутый текст
2009 — Премия «Оскар»
Лучшая работа художников-постановщиков — Дональд Грэм Бёрт, Виктор Дзолфо
Лучшая работа гримёров — Грег Кэнном
Лучшие спецэффекты — Эрик Барба, Стив Приг, Бёрт Долтон, Крэйг Бэррон
2009 — Премия «Сатурн»
Лучший фильм в жанре фэнтези
Лучшая работа гримёров — Грег Кэнном
Лучшая актриса второго плана — Тильда Суинтон
2009 — Премия BAFTA
Лучший грим и волосы — Джин Энн Блэк, Коллин Кэллаган
Лучшая работа художников-постановщиков — Дональд Грэм Бёрт, Виктор Дзолфо
Лучшие спецэффекты — Эрик Барба, Стив Приг, Бёрт Долтон, Крэйг Бэррон
2008 — Премия Национального совета кинокритиков США
Лучший режиссёр — Дэвид Финчер
Лучший адаптированый сценарий — Эрик Рот
Кадры: